Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности

Страница 2

Интерес- форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности, и тем самым, способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности.

Наличие интереса означает, что среди объектов действительности личность осознала для себя и выбрала предмет удовлетворения своих духовных потребностей.

Объективным моментом интереса является положение субъекта. Субъективным – идеальные побудительные силы: желания, стремления мотивы деятельности. Предметы и объекты этих мотивов оказываются содержанием интереса, отражаются в сознании субъекта сообразно его положению. Положение выражается в содержании интересов.

Интересы преломляются в определенной системе мотивов.

Мотив означает субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленную цель, направляющую и объясняющую его поведение и деятельность. Мотив является стержнем психологии личности, обуславливает особенности ее поведения и деятельности. «Мотивы- осознанные, являющиеся свойством личности побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей»

Связь потребностей и мотивов проявляется в том, что потребности реализуются в поведении и деятельности мотивов.

Потребность- состояние индивида, создаваемое испытываемой или нуждой в объектах, необходимых для его осуществления и развития, и выступающие источником его активности.

В понимании сущности потребности, вообще, и познавательной в частности, существует разнообразие мнений и позиций. Мы придерживаемся господствующего в отечественной науке положения об исторической и социальной обусловленности потребностей.

Наиболее широко рассмотрено понимание потребностей как объективной нужды организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие (С.Л. Рубинштейн), или как выражение этой нужды (А.Н. Леонтьев), или как отражение ее (А.В. Петровский).

Анализ сущности понятия «потребность» приводит к следующим выводам: Потребность – определенный вид отношений организма и личности к окружающей среде.

Потребность отражает нужду в обществах, энергии и других факторах, необходимых для нормального функционирования организма.

Потребность как состояние, характеризуется напряжением живой системы организма.

Потребность является основным побудителем организма к активной деятельности, направленной на ее удовлетворение .

Следовательно, в широком смысле слова, потребность – о пределенное состояние организма или личности, отражающее недостаток различных факторов, необходимых для их нормального функционирования.

Потребность в самообразовании – сложное свойство. Оно характеризуется диалектическим единством двух компонентов:

потребностью в знаниях

потребностью в познавательных действиях.

Потребность в расширении и углублении знаний будет лишена практической ценности в жизни личности, если она не будет подкреплена потребностью в познавательной деятельности и системой умений ее организации.

Формируется эта потребность в процессе деятельности. Применительно к обучающимся в процессе их учения. Систематическое привлечение обучающихся к активной самостоятельной познавательной работе способствует обогащению их опыта самообразовательной познавательной деятельности и создает необходимые предпосылки для возникновения потребности в самообразовании.

Процесс развития у обучающихся самообразовательной деятельности весьма сложный.

Ученые-педагоги отмечают в нем три этапа:

ситуативное самообразование

ситуативно-инициативное самообразование

инициативно-зрелое самообразование

Отличительной особенностью зрелого самообразования выступает преднамеренное обращение человека к нему, систематичность самообразовательной работы, которая планируется как жизненно необходимая. При этом наблюдается четкое представление смысла и цели самообразовательных действий, упорство в преодолении трудностей познания, у которых – намеренный отход от отдыха и развлечений во время работы, сознательное управление своей жизнедеятельностью.

Рассматривая вуз, как сферу формирования познавательных потребностей следует отметить, что потребность в самосовершенствовании, самообразовании возникает и формируется вокруг осознания личностью несоответствия (противоречия) между внутренними возможностями и объективной необходимостью познания.

К таким противоречиям следует отнести:

Противоречие между самооценкой обучающихся и уровнем их деятельности, направленной на самосовершенствование, самообразование.

Противоречие между притязаниями и реальными возможностями.

Противоречие между требованием коллектива (общества) и уровнем зрелости обучаемого, его подготовленностью к реализации этих требований.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Морфологические характеристики растений и схема морфологического описания
Одной из отличительных особенностей высших растений можно считать расчленение их тела на органы. Все органы растения условно подразделяются на две группы: органы, служащие для поддержания индивидуальной жизни, называются вегетативными, а органы, обеспечивающие сохранение вида в потомстве – генерати ...

Методики психолого-педагогического обследования дошкольников
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет. Стимульный материал: картина с изображением бо ...

Содержание экспериментального исследования и анализ его результатов
На констатирующем этапе исследования мы проводили анкетирование учащихся с целью выявления отношения школьников к краеведению (вопросы 1 – 4) и исходного уровня знаний краеведческого характера у школьников (вопросы 5 – 8). Ученикам были предложены следующие вопросы: Что вы понимаете под понятием «к ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru