Противоречие между уровнем, темпом и интенсивностью процессов самоизменения личности и намеченной им программы (цели, плана) деятельности.
Практическое вовлечение обучающихся в разрешение вышеперечисленных противоречий в процессе обучения внешне, дидактически может осуществляться разными путями с помощью заданий, развивающих у обучающихся умения и навыки самостоятельного поиска решений этих проблем, самооценки, самопроверки результатов собственной познавательной деятельности.
Все это имеет особое значение в формировании мотивационно-потребностной готовности личности к самостоятельной познавательной деятельности, т.е. к самообразованию.
Готовность, как определенное отношение к самообразованию по своему содержанию представляет сложный сплав знаний, умений и навыков учебного труда, ценностных ориентаций личности, интеллектуальных и волевых качеств.
В содержательном плане такая готовность складывается из:
приобретения обучающимися навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, словарями, справочниками и другими учебными материалами;
сформированных умений сопоставлять факты, события анализировать их, давать оценки изучаемым проблемам, делать обобщения;
выработанных умений самостоятельно подготовить творческое задание, научно-теоретическое сообщение с выводами, рекомендациями.
Перечисленные компоненты готовности к самообразованию предусматривают перечень таких умений как: умение извлекать графическую информацию, соотносить графический образ слова с его значением, извлекать структурную информацию из текста, семантическую информацию, а так же умение извлекать полную информацию, т.е. адекватно понимать содержание текста. Основными компонентами готовности к самообразованию выступают:
наличие эмоционально-личностного аппарата самообразования;
система знаний и умений, отражающая меру интеллектуального развития личности;
обобщенные умения личности работать с основными источниками социальной информации;
организационно-управленческие умения.
Перспективным направлением, нацеливающим обучающихся на формирование готовности к самообразованию является активизация процесса обучения путем использования следующих принципов: проблемность в обучении; обеспечение связи обучения с жизнью, решение межпредметных познавательных задач и установление межпредметных связей; дифференцированный подход в процессе обучения.
Схематически технологический процесс формирования готовности человека к самообразовательной деятельности может быть представлен в следующим виде:
Таблица
№ пп |
Компоненты самообразования |
Решаемые задачи |
1 |
Создание эмоционально-личностного аппарата |
Научиться целеполаганию в самообразовании; Сформировать потребность самостоятельно реализовать социально значимые задачи; Научиться ставить и решать в соответствии с этими задачами личностно-значимые цели своего самообразования. |
2 |
Овладение технологией усвоения знаний, умений и навыков |
2.1. Овладеть умениями целостного представления содержания изучаемого; 2.2. Сформировать понимание роли изучаемого в отражении объективной картины мира; 2.3. Сформировать понимание роли изучаемого в профессиональной деятельности. |
3 |
Овладение методикой работы с источниками информации |
3.1. Сформировать основы опыта познавательной деятельности для самостоятельной работы с источниками информации; 3.2. Научиться рациональному применению в самообразовании разнообразных источников; 3.3. Научиться умениям рационально находить, извлекать информацию из источников, сохранять и актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности. |
4 |
Овладение организационно-управленческими умениями |
4.1. Сформировать умения рационального планирования самообразования; 4.2.Научиться обязательности выполнения плана самообразования; 4.3.Научиться оценивать достигнутые в самообразовании результаты и ставить новые задачи. |
Готовность – как умения и навыки учебного труда с одной стороны, представляет собой в содержательном плане мировоззренческую позицию личности по отношению к себе лично и к окружающему миру.
Информация по педагогике:
Анализ полученных результатов исследования
Для проведения исследования мы выбрали 10 участников детей. Они все посещают одну старшую группу одного детского сада. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста (5-6 лет): Бердинских Данил, Бетехтина Полина, Гребенкина Настя, Дегтерева Лена, Ермолин Кирилл, Жуков Ваня, Колчин ...
О понятии интеграции
Обращаясь к понятию интеграции, необходимо отметить, что одним из первых учёных, заложивших экспериментально обоснованные теоретические принципы интегрированного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями развития, заложил Л. С. Выготский. Учёный указывал, что при всех дост ...
Общая характеристика знаменитых задач древности
При изучении окружности древние греки обнаружили задачу, ставшую затем символом неразрешимой проблемы. Это задача квадратуры круга, т.е. построения квадрата, равновеликого данному кругу, с использованием лишь циркуля и линейки. Попытки древнегреческих ученых решить задачу о квадратуре круга путем п ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.