Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности

Страница 3

Противоречие между уровнем, темпом и интенсивностью процессов самоизменения личности и намеченной им программы (цели, плана) деятельности.

Практическое вовлечение обучающихся в разрешение вышеперечисленных противоречий в процессе обучения внешне, дидактически может осуществляться разными путями с помощью заданий, развивающих у обучающихся умения и навыки самостоятельного поиска решений этих проблем, самооценки, самопроверки результатов собственной познавательной деятельности.

Все это имеет особое значение в формировании мотивационно-потребностной готовности личности к самостоятельной познавательной деятельности, т.е. к самообразованию.

Готовность, как определенное отношение к самообразованию по своему содержанию представляет сложный сплав знаний, умений и навыков учебного труда, ценностных ориентаций личности, интеллектуальных и волевых качеств.

В содержательном плане такая готовность складывается из:

приобретения обучающимися навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, словарями, справочниками и другими учебными материалами;

сформированных умений сопоставлять факты, события анализировать их, давать оценки изучаемым проблемам, делать обобщения;

выработанных умений самостоятельно подготовить творческое задание, научно-теоретическое сообщение с выводами, рекомендациями.

Перечисленные компоненты готовности к самообразованию предусматривают перечень таких умений как: умение извлекать графическую информацию, соотносить графический образ слова с его значением, извлекать структурную информацию из текста, семантическую информацию, а так же умение извлекать полную информацию, т.е. адекватно понимать содержание текста. Основными компонентами готовности к самообразованию выступают:

наличие эмоционально-личностного аппарата самообразования;

система знаний и умений, отражающая меру интеллектуального развития личности;

обобщенные умения личности работать с основными источниками социальной информации;

организационно-управленческие умения.

Перспективным направлением, нацеливающим обучающихся на формирование готовности к самообразованию является активизация процесса обучения путем использования следующих принципов: проблемность в обучении; обеспечение связи обучения с жизнью, решение межпредметных познавательных задач и установление межпредметных связей; дифференцированный подход в процессе обучения.

Схематически технологический процесс формирования готовности человека к самообразовательной деятельности может быть представлен в следующим виде:

Таблица

№ пп

Компоненты самообразования

Решаемые задачи

1

Создание эмоционально-личностного аппарата

Научиться целеполаганию в самообразовании;

Сформировать потребность самостоятельно реализовать социально значимые задачи;

Научиться ставить и решать в соответствии с этими задачами личностно-значимые цели своего самообразования.

2

Овладение технологией усвоения знаний, умений и навыков

2.1. Овладеть умениями целостного представления содержания изучаемого;

2.2. Сформировать понимание роли изучаемого в отражении объективной картины мира;

2.3. Сформировать понимание роли изучаемого в профессиональной деятельности.

3

Овладение методикой работы с источниками информации

3.1. Сформировать основы опыта познавательной деятельности для самостоятельной работы с источниками информации;

3.2. Научиться рациональному применению в самообразовании разнообразных источников;

3.3. Научиться умениям рационально находить, извлекать информацию из источников, сохранять и актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности.

4

Овладение организационно-управленческими умениями

4.1. Сформировать умения рационального планирования самообразования;

4.2.Научиться обязательности выполнения плана самообразования;

4.3.Научиться оценивать достигнутые в самообразовании результаты и ставить новые задачи.

Готовность – как умения и навыки учебного труда с одной стороны, представляет собой в содержательном плане мировоззренческую позицию личности по отношению к себе лично и к окружающему миру.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Физико-математическая школа им. М.А. Лаврентьева
Физико-математическая школа им. М. А. Лаврентьева при НГУ - школа с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин. В 1961-1962 г. Сибирским отделением АН СССР была организованна и проведена Первая Всесибирская олимпиада школьников. С этого момента проведение олимпиад стало традиционным. А в ию ...

Изучение культурологического развития разными педагогическими средствами в педагогической литературе
Культура же, сферой которой является искусство, образовывает не по схеме «восходящей лестницы», а по схеме «драматического произведения» - воспроизве­дение слагающих феноменов, полифонизм, общение различных форм понимания, стремление к всеобщности, формируя гуманитарное мышление. В.С. Библер указы­ ...

Конфликт как результат неэффективного общения
Отношения между людьми не всегда являются нормальными. Очень часто они могут носить конфликтный характер. По этой причине возникла специальная отрасль социальной психологии, получившая название конфликтологии. Основателями учения о конфликтных отношениях в обществе считаются Гераклит, Сократ и Плат ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru