Противоречие между уровнем, темпом и интенсивностью процессов самоизменения личности и намеченной им программы (цели, плана) деятельности.
Практическое вовлечение обучающихся в разрешение вышеперечисленных противоречий в процессе обучения внешне, дидактически может осуществляться разными путями с помощью заданий, развивающих у обучающихся умения и навыки самостоятельного поиска решений этих проблем, самооценки, самопроверки результатов собственной познавательной деятельности.
Все это имеет особое значение в формировании мотивационно-потребностной готовности личности к самостоятельной познавательной деятельности, т.е. к самообразованию.
Готовность, как определенное отношение к самообразованию по своему содержанию представляет сложный сплав знаний, умений и навыков учебного труда, ценностных ориентаций личности, интеллектуальных и волевых качеств.
В содержательном плане такая готовность складывается из:
приобретения обучающимися навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, словарями, справочниками и другими учебными материалами;
сформированных умений сопоставлять факты, события анализировать их, давать оценки изучаемым проблемам, делать обобщения;
выработанных умений самостоятельно подготовить творческое задание, научно-теоретическое сообщение с выводами, рекомендациями.
Перечисленные компоненты готовности к самообразованию предусматривают перечень таких умений как: умение извлекать графическую информацию, соотносить графический образ слова с его значением, извлекать структурную информацию из текста, семантическую информацию, а так же умение извлекать полную информацию, т.е. адекватно понимать содержание текста. Основными компонентами готовности к самообразованию выступают:
наличие эмоционально-личностного аппарата самообразования;
система знаний и умений, отражающая меру интеллектуального развития личности;
обобщенные умения личности работать с основными источниками социальной информации;
организационно-управленческие умения.
Перспективным направлением, нацеливающим обучающихся на формирование готовности к самообразованию является активизация процесса обучения путем использования следующих принципов: проблемность в обучении; обеспечение связи обучения с жизнью, решение межпредметных познавательных задач и установление межпредметных связей; дифференцированный подход в процессе обучения.
Схематически технологический процесс формирования готовности человека к самообразовательной деятельности может быть представлен в следующим виде:
Таблица
№ пп |
Компоненты самообразования |
Решаемые задачи |
1 |
Создание эмоционально-личностного аппарата |
Научиться целеполаганию в самообразовании; Сформировать потребность самостоятельно реализовать социально значимые задачи; Научиться ставить и решать в соответствии с этими задачами личностно-значимые цели своего самообразования. |
2 |
Овладение технологией усвоения знаний, умений и навыков |
2.1. Овладеть умениями целостного представления содержания изучаемого; 2.2. Сформировать понимание роли изучаемого в отражении объективной картины мира; 2.3. Сформировать понимание роли изучаемого в профессиональной деятельности. |
3 |
Овладение методикой работы с источниками информации |
3.1. Сформировать основы опыта познавательной деятельности для самостоятельной работы с источниками информации; 3.2. Научиться рациональному применению в самообразовании разнообразных источников; 3.3. Научиться умениям рационально находить, извлекать информацию из источников, сохранять и актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности. |
4 |
Овладение организационно-управленческими умениями |
4.1. Сформировать умения рационального планирования самообразования; 4.2.Научиться обязательности выполнения плана самообразования; 4.3.Научиться оценивать достигнутые в самообразовании результаты и ставить новые задачи. |
Готовность – как умения и навыки учебного труда с одной стороны, представляет собой в содержательном плане мировоззренческую позицию личности по отношению к себе лично и к окружающему миру.
Информация по педагогике:
Школьная психодиагностика
Предметом школьной психодиагностики как теоретической дисциплины выступает разработка принципов методов и процедур постановки психологического диагноза, а ее предметом как экспериментально-практической деятельности является психологический диагноз. В школьной психодиагностике диагноз употребляется ...
Обоснование выбора программы и методики экспериментального исследования
В своей экспериментально-исследовательской работе мы остановились на методе предметного моделирования, а именно на степени развития математических представлений у дошкольников. Цель: Выявить степень сформированности математических представлений у дошкольников. Задачи:1. Разработать программу исслед ...
Образовательная среда как психолого-педагогическая категория
Проблема оценки образовательной среды школы в настоящее время стала одной из центральных в педагогике. При этом, хотя само это понятие широко используется авторами, его содержательное наполнение далеко не однозначно. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отожд ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.