Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности

Страница 3

Противоречие между уровнем, темпом и интенсивностью процессов самоизменения личности и намеченной им программы (цели, плана) деятельности.

Практическое вовлечение обучающихся в разрешение вышеперечисленных противоречий в процессе обучения внешне, дидактически может осуществляться разными путями с помощью заданий, развивающих у обучающихся умения и навыки самостоятельного поиска решений этих проблем, самооценки, самопроверки результатов собственной познавательной деятельности.

Все это имеет особое значение в формировании мотивационно-потребностной готовности личности к самостоятельной познавательной деятельности, т.е. к самообразованию.

Готовность, как определенное отношение к самообразованию по своему содержанию представляет сложный сплав знаний, умений и навыков учебного труда, ценностных ориентаций личности, интеллектуальных и волевых качеств.

В содержательном плане такая готовность складывается из:

приобретения обучающимися навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, словарями, справочниками и другими учебными материалами;

сформированных умений сопоставлять факты, события анализировать их, давать оценки изучаемым проблемам, делать обобщения;

выработанных умений самостоятельно подготовить творческое задание, научно-теоретическое сообщение с выводами, рекомендациями.

Перечисленные компоненты готовности к самообразованию предусматривают перечень таких умений как: умение извлекать графическую информацию, соотносить графический образ слова с его значением, извлекать структурную информацию из текста, семантическую информацию, а так же умение извлекать полную информацию, т.е. адекватно понимать содержание текста. Основными компонентами готовности к самообразованию выступают:

наличие эмоционально-личностного аппарата самообразования;

система знаний и умений, отражающая меру интеллектуального развития личности;

обобщенные умения личности работать с основными источниками социальной информации;

организационно-управленческие умения.

Перспективным направлением, нацеливающим обучающихся на формирование готовности к самообразованию является активизация процесса обучения путем использования следующих принципов: проблемность в обучении; обеспечение связи обучения с жизнью, решение межпредметных познавательных задач и установление межпредметных связей; дифференцированный подход в процессе обучения.

Схематически технологический процесс формирования готовности человека к самообразовательной деятельности может быть представлен в следующим виде:

Таблица

№ пп

Компоненты самообразования

Решаемые задачи

1

Создание эмоционально-личностного аппарата

Научиться целеполаганию в самообразовании;

Сформировать потребность самостоятельно реализовать социально значимые задачи;

Научиться ставить и решать в соответствии с этими задачами личностно-значимые цели своего самообразования.

2

Овладение технологией усвоения знаний, умений и навыков

2.1. Овладеть умениями целостного представления содержания изучаемого;

2.2. Сформировать понимание роли изучаемого в отражении объективной картины мира;

2.3. Сформировать понимание роли изучаемого в профессиональной деятельности.

3

Овладение методикой работы с источниками информации

3.1. Сформировать основы опыта познавательной деятельности для самостоятельной работы с источниками информации;

3.2. Научиться рациональному применению в самообразовании разнообразных источников;

3.3. Научиться умениям рационально находить, извлекать информацию из источников, сохранять и актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности.

4

Овладение организационно-управленческими умениями

4.1. Сформировать умения рационального планирования самообразования;

4.2.Научиться обязательности выполнения плана самообразования;

4.3.Научиться оценивать достигнутые в самообразовании результаты и ставить новые задачи.

Готовность – как умения и навыки учебного труда с одной стороны, представляет собой в содержательном плане мировоззренческую позицию личности по отношению к себе лично и к окружающему миру.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Современное понятие психодиагностики
Психодиагностика является универсальным научным инструментом, используемым во всех прикладных областях психологии и непосредственно на практике. Психодиагностика имеет двустороннюю связь с прикладными проблемами, что является ее отличительной чертой. Характеризуя цель психодиагностики, некоторые ис ...

Содержание экспериментального исследования и анализ его результатов
На констатирующем этапе исследования мы проводили анкетирование учащихся с целью выявления отношения школьников к краеведению (вопросы 1 – 4) и исходного уровня знаний краеведческого характера у школьников (вопросы 5 – 8). Ученикам были предложены следующие вопросы: Что вы понимаете под понятием «к ...

Основные задачи воспитания детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях, а так же воспитание у них нравственных чувств
Педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании человека. Воспитание является основным педагогическим понятием. В процессе воспитания про­исходит преемственность общественно-исторического опыта от поколения к поколению. Воспитание — это целенаправленное руковод­ство духовным развитием ч ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru