Динамика процесса самообразования личности на пути достижения жизненного успеха

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Динамика процесса самообразования личности на пути достижения жизненного успеха

Страница 3

результат такой деятельности.

В условиях высшего и послевузовского образования в силу объемных задач, поставленных перед обучаемым, самообразование наряду с обучением должно играть важную роль в становлении будущего специалиста как конкурентноспособного. Логика построения учебного процесса в указанной системе должна обеспечивать в начале сочетание и взаимообогащение обучения и самообразования, а затем, на завершающем этапе обучения приоритет самообразования, поскольку только при сформированном опыте самообразовательной деятельности человек, являясь субъектом своей познавательной деятельности, может достигнуть тех высоких целей, которые ставит перед специалистами жизнь, экономическая ситуация в обществе, развивающийся рынок труд. Перспективным направлением, нацеливающим студентов вузов на формирование готовности к самообразованию, является активизация процесса обучения путем использования следующих принципов:

проблемность в обучении;

обеспечение связи обучения с жизнью; решение межпредметных познавательных задач и установление межпредметных связей;

дифференцированный подход в процессе обучения.

Изучение мотивов самообразования подтверждает наше предположение, что наибольшее значение имеет связь предмета обучения с жизненными планами и притязаниями человека. Эта закономерность хорошо проявляется у взрослых людей, для которых учиться или не учиться в значительной степени дело свободного выбора. Один из респондентов, студент-заочник, так ответил на вопрос о цели самообразования: «Я решил учиться после 10-летнего прерыва. Сейчас я имею уже достаточный жизненный опыт, чтобы самостоятельно разрешать повседневные проблемы путем анализа, критики и поиска различных выходов. Сейчас, в процессе обучения и жизни я становлюсь самим собой». Исследуя динамику процесса самообразования мы пришли к выводу, что включение в образовательную деятельность резко повышает уровень готовности к самообразованию и формирует опыт самообразовательной деятельности.

Эта деятельность может осуществляться как в рамках учебного процесса, так и вне его. В рамках учебного процесса приоритет отдается самостоятельной работе студентов. Анализ организации этого вида работы показал, что особым разнообразием этот вид деятельности не отличается. Так наиболее распространенной формой самостоятельной работы является подготовка докладов, сообщений и рефератов на практических занятиях. Источниками при подготовке последних выступают у 79 % студентов очного и заочного отделения «интернет» и у 21 % - книги.

Однако, если у студентов младших курсов (1, 2 курсы) поиск в инетрнете является ситуативным, по мере выполнения задания (29 %), то у студентов старших курсов он становится привычным и инициатива поиска чаще всего исходит от студента. Так 74 % ежедневно входят в интернет для получения новой информации.

О проблемах и особенностях самостоятельной работы студентов в рамках учебного процесса мы подробно остановимся в следующем параграфе, а сейчас перейдем к рассмотрению влияния самостоятельной работы на готовность и опыт самообразовательной деятельности в рамках внеучебного процесса. Исследования показали, что студенты очного отделения высоко оценили научно-практическую конференцию, проведенную в апреле 2003 года. Представляют интерес данные о мотивах участия в ней.

Так для студентов первого и второго курсов участие в конференции связывалось с самоутверждением себя в новой роли исследователя – 93%, 7% участвовали по их утверждениям в конференции из-за интереса к предмету. Студенты 3, 4 курсов мотивы участия в конференции связывают с интересом, к теме исследования возникшим в процессе подготовки докладов по предметам 84%, 16% студентов данных курсов определили свое участие как потребность проверки выводов и положений, представленных в курсовых работах. Эта потребность присутствует практически у всех студентов 5 курса 97%, проверка дипломных работ 3% опрошенных связывают участие в конференции с дальнейшей учебой в аспирантуре.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Методика диагностики стиля педагогического общения
Исследование было проведено на базе детского сада №40, г. Барани. В данном исследовании приняли участие 4 воспитателя, работающие в указанном детском дошкольном учреждении, а также их 40 воспитанников. Диагностику проводила Ярома Марина. В исследовании, целью которого является выявление стиля педаг ...

Методика изучения ампельных растений в школьном курсе биологии
Задачи урока: сформировать понятие о стебле, как осевой части видоизмененного побега ампельных растений. Раскрыть взаимосвязь между особенностями стеблей ампельных растений и выполняемыми функциями. Средства обучения: таблицы «Разнообразие стеблей растений», «Ампельные культуры», комнатные ампельны ...

Психолого-педагогические основы игровой деятельности
В отличие от иных видов деятельности игра охватывает цель в самой себе; сторонних и отдаленных задач в игре школьник не ставит и не решает. Игра зачастую и определяется как действие, которая выполняется ради самой себя, сторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере станов ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru