В экспериментальном исследовании приняли участие 60 учащихся 9-х классов и 3 педагога – классных руководителя МОУ СОШ №17 г. Челябинска.
Практически все учащиеся обучаются в данных классах с момента поступления в школу. Длительное совместное обучение и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий позволили учащимся выйти на оптимальный уровень развития коллектива, который возможен для данной группы учеников.
Педагоги, участвовавшие в исследовании, выбраны не случайно: являясь классными руководителями в своих классах на протяжении нескольких лет, они имеют возможность более длительного и тесного контакта (а значит и влияния) с учащимися не только в рамках учебной, но и внеучебной деятельности.
После проведения исследования в 9а классе по методике определения уровня развития малой группы Лутошкина А.Н. были получены следующие результаты, отображенные на рисунке 1:
Рисунок 1 - Результаты диагностики уровня развития малой группы Лутошкина А.Н. учащихся 9а класса
Анализ результатов исследования показал, что в данном классе никто из участников не оценил уровень развития класса двумя первыми показателями («Песчаная россыпь» и «Мягкая глина»), что свидетельствует о достаточно высоком уровне группового развития и сплоченности коллектива.
На уровне развития «Мерцающий маяк» свой коллектив оценили 9,5% учащихся (2 человека). Это характеризует группу как дружную, имеющую желание действовать сообща, но не всегда способную прийти к общему мнению, проявлять больше инициативы и настойчивости в достижении целей.
Уровень развития «Алый парус» выбрали 33,3% учеников (7 человек), что говорит о развитии группы как сплоченного коллектива. Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Но, несмотря на сплоченность группы, она не всегда готова идти наперекор трудностям, испытаниям; членам коллектива не всегда хватает мужества признать ошибки сразу.
Уровень развития класса по типу «Горящий факел» был выбран 57,2% учащихся (12 человек). Основными характеристиками коллектива является деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Это высший уровень развития коллектива, который не замыкается в рамках своего хоть и сплоченного коллектива.
Учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями, в данном классе выявлено не было.
После проведения исследования в 9б классе по методике определения уровня развития малой группы Лутошкина А.Н. были получены следующие результаты, отображенные на рисунке 2:
Рисунок 2 - Результаты диагностики уровня развития малой группы Лутошкина А.Н. учащихся 9б класса
По результатам исследования в данном классе никто из участников не оценил уровень развития класса двумя первыми показателями («Песчаная россыпь» и «Мягкая глина»), что свидетельствует о достаточно высоком уровне группового развития и сплоченности коллектива.
В результате проведенного исследования, большинство учащихся класса – 52,6% учащихся (10 человек), охарактеризовали уровень развития класса, в котором обучаются, как «Мерцающий маяк». Это свидетельствует о недостаточной настойчивости в достижении коллективных целей. Группа дружная, имеющая желание к совместной деятельности, но не всегда проявляющая упорство в реализации задуманных действий.
Анализ результатов исследования показал, что 31,6% учащихся (6 человек) характеризуют свой класс как «Алый парус», для 15,8% учащихся (3 человека) характерно оценивание группы по высшему уровню развития – «Горящий факел».
После проведения исследования в 9в классе по методике определения уровня развития малой группы Лутошкина А.Н. были получены следующие результаты, отображенные на рисунке 3:
Рисунок 3 - Результаты диагностики уровня развития малой группы Лутошкина А.Н. учащихся 9в класса
Анализ результатов исследования позволил установить, что в данном классе никто из участников не оценил уровень развития класса двумя первыми показателями («Песчаная россыпь» и «Мягкая глина»), что свидетельствует о достаточно высоком уровне группового развития и сплоченности коллектива.
Уровень развития класса как «Мерцающий маяк» и «Горящий факел» охарактеризовали по 10% учащихся (по 2 человека).
Остальная часть класса – 80% (16 человек), считают, что коллектив достиг уровня «Алый парус». Это свидетельствует о коллективе как дружном сообществе. У большинства учеников класса проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор трудностям и неудачам.
Информация по педагогике:
Особенности развития внимания у детей младшего школьного
возраста
Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о прошлом, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окр ...
Анализ программ
по русскому языку в аспекте изучаемой проблемы
Анализу были подвергнуты программы по русскому языку двух ведущих учебно-методических комплектов, используемых сегодня в российских школах при обучении младших школьников. 1. «Школа России» (научный руководитель – А.А. Плешаков) 2. Система начального образования Л.В. Занкова (научный руководитель - ...
Площадь прямоугольника
С площадью прямоугольника учащиеся знакомятся, уже изучая математику в пятом классе, но более детальное ее рассмотрение начинается в курсе геометрии восьмого ([3]) или девятого ([13]) класса. И в обоих случаях площадь прямоугольника рассматривается как часть темы «Площадь многоугольника». В пятом и ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.