После проведения исследования среди учителей – классных руководителей по деятельностной модели личностно-профессиональной позиции педагога А.И. Григорьевой были получены следующие результат, отображенные на рисунке 4:
Рисунок 4 - Результаты диагностики профессиональной позиции педагогов
Слабая профессиональная позиция характерна для 33,3% педагогов (1 человек). Это свидетельствует о том, что для педагога свойственны избирательные отношения с обучаемыми. Он ориентирован на часть класса, допустим на талантливых, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении педагог концентрирует на них свое внимание. В результате происходит подмена деятельности фрагментарностью ситуативных контактов.
Сильная профессиональная позиция свойственна 66,7% педагогов (2 человека). Такая позиция характерна для педагогов, постоянно находящихся в диалоге с обучаемыми, держащих их в позитивном настроении, поощряющих инициативу, легко схватывающих изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирующих на них. Преобладает позиция дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая позиция наиболее продуктивна.
В результате проведенного исследования была установлена взаимосвязь влияния позиции педагога на уровень развития детского коллектива: в классах с уровнями группового развития «Алый парус» и «Горящий факел» для педагогов – классных руководителей характерна сильная профессиональная позиция; в классе с уровнем развития «Мерцающий маяк» для классного руководителя свойственна слабая профессиональная позиция.
Исследование влияния позиции педагога на развитие детского коллектива проводилось в три этапа: поисково – подготовительный этап; опытно – экспериментальный этап; контрольно – обобщающий этап.
В исследовании приняли участие 60 человек. Исследовались учащиеся 9 класса. Возраст испытуемых – 14-15 лет.
Для исследования влияния позиции педагога на развитие детского коллектива были использованы следующие методы и методики: теоретический анализ педагогической литературы, методика определения уровня развития малой группы Лутошкина А.Н., деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога А.И. Григорьевой, анализ результатов констатирующего эксперимента.
По результатам исследования преобладающие уровни развития классов – «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Среди педагогов преобладает сильная профессиональная позиция.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что позиция педагога влияет на развитие детского коллектива, подтвердилась.
Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности – влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.
В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Выбор ролевых позиций педагога напрямую зависит от его профессиональных качеств. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Развитие ученического коллектива — сложный и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности. В нем возможны остановки, движение вспять. Однако в целом это не стихийный, а педагогически управляемый процесс.
Современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.
Исследование влияния позиции педагога на развитие детского коллектива проводилось в три этапа: поисково – подготовительный этап; опытно – экспериментальный этап; контрольно – обобщающий этап
В исследовании приняли участие 60 человек. Исследовались учащиеся 9 класса. Возраст испытуемых – 14-15 лет.
Для исследования влияния позиции педагога на развитие детского коллектива были использованы следующие методы и методики: теоретический анализ педагогической литературы, методика определения уровня развития малой группы Лутошкина А.Н., деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога А.И. Григорьевой, анализ результатов констатирующего эксперимента.
По результатам исследования преобладающие уровни развития классов – «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Среди педагогов преобладает сильная профессиональная позиция.
Информация по педагогике:
Пример лабораторной работы по электротехнике
Лабораторная работа «Исследование структурной схемы автоматического контроля, управления и регулирования» I. Цель работы: Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения в схемах управления. II. Общие положения. Сущность и значение электрических измерений. Системы приборов. Расшиф ...
Основы биологической переработки отходов
Специфическое применение биотехнологических методов для решения проблем окружающей среды, таких, как переработка отходов, очистка воды, устранение загрязнений, составляет предмет экологической биотехнологии. Получение биогаза Биогаз – это смесь из 65% метана, 30% СО2, 1% сероводорода. Энергия, закл ...
Социально-психологический и морально этический аспекты экранной культуры
современного подростка
Каждый период жизни ставит перед человеком сложные задачи развития, требующие для своего решения новых навыков и иного отношения. Подрастающее поколение неизбежно сталкивается с двумя главными задачами. Это достижение некоторой автономии от родителей и формирование идентичности, создание целостного ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.