Морфологические характеристики растений и схема морфологического описания

Образование и педагогика » Методика изучения ампельных растений на уроках биологии » Морфологические характеристики растений и схема морфологического описания

Страница 4

Помимо общей формы листовой пластинки, существенным признаком является форма её основания и верхушки. По форме верхушки пластинки лист может быть: тупой (1), острый (2), заострённый (3), остроконечный (4) и выемчатый (5). Основание пластинки листа бывает: клиновидное (6), округлое (7), сердцевидное (8), стреловидное (9), копьевидное (10), неравнобокое (11), срезанное (усечённое) (12) и суженное (13) (рисунок 1).

m14.jpg (16317 bytes)

Рис. 1. Форма основания и верхушки листа

Еще одной важной морфологической характеристикой листа является форма края листовой пластинки. По форме края пластинки различают листья: цельнокрайние (1); зубчатые, когда обе стороны зубцов равны (2); пильчатые, когда одна из сторон зубцов длиннее другой (3); городчатые – с округлыми зубцами (4); выемчатые (5); волнистые (6). Если зубцы разных размеров – различают листья двоякозубчатые (7) и двоякопильчатые (8).

m15.jpg (6742 bytes)

Рис. 2. Форма края листовой пластинки

Расчленение листовой пластинки. Листовая пластинка может быть цельной или в разной степени расчленённой.

Цельным лист называют в том случае, если надрезы не превышают одной четверти листовой пластинки.

Лопастным лист называют в случае, если глубина надреза более четверти и менее половины листа. Выступы между надрезами называют лопастями.

Раздельным лист называют в случае, если надрезы превышают половину пластинки, но не доходят до средней жилки или основания листа. Промежутки между надрезами называют долями.

Рассечённым лист называется, если надрезы доходят до средней жилки или основания листа. Выступающие части их называются сегментами.

В зависимости от количества и расположения выступов различают тройчатое, пальчатое и перистое расчленение. Нередко листья бывают дважды или трижды расчленёнными, если расчленены их доли или сегменты.

Помимо этих основных типов, при перистом расчленении выделяют лировидный лист – когда верхняя лопасть, доля или сегмент округлые и значительно крупнее боковых (иногда встречается у паслёна, см. также рисунок вверху); струговидный – если доли или сегменты трёхугольные; гребневидный – если сегменты узкие, линейные, параллельные; прерывчатоперистый – если чередуются крупные и мелкие доли или сегменты.

Если листовая пластинка одна, даже очень сильно расчленённая, лист называется простым.

Сложным лист называют тогда, когда в его состав входит несколько листовых пластинок, которые называют листочками сложного листа. При листопаде листочки обычно опадают поодиночке.

Если в состав сложного листа входят три листочка, его называют тройчатосложным:

Если более трёх листочков прикрепляется в одной точке – пальчатосложным:

Перистосложным называют листья с листочками, расположенными на вытянутом черешке. Если такой лист заканчивается одним непарным листочком, его называют непарноперистосложным:

Когда вместо конечного листочка имеется шипик или усик или лист заканчивается парой листочков, лист называется парноперистосложным:

У дважды- и триждыперистосложных листьев черешок разветвлён и листочки прикрепляются к осям второго или третьего порядка (мимоза, некоторые пальмы.

Типичный лист делится на цилиндрический черенок и листовую пластинку, подобные листья называются черешковыми. Листья имеют основание, иногда переходящее во влагалище.

Цветок покрытосеменных растений представляет собой орган, приспособленный к осуществлению происходящего в нём полового процесса, в результате которого образуются семена и плод. Цветок рассматривается как видоизменённый укороченный, неразветвлённый побег с ограниченным ростом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Н.К. Крупская о связи школы и семьи
Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы. Воспитание в советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи. В речи на Всесоюзном совещании женской молодежи (1935) Крупская говорила: «Материнский и ...

Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия
Перечень универсальных учебных действий, необходимых для формирования на каждом этапе обучения, был учтен нами при конструировании уроков русского языка, посвященных изучению имени прилагательного. При составлении планов уроков, посвященных изучению имени прилагательного, все задания и выполняемые ...

Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми
В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальн ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru