Морфологические характеристики растений и схема морфологического описания

Образование и педагогика » Методика изучения ампельных растений на уроках биологии » Морфологические характеристики растений и схема морфологического описания

Страница 5

Цветок развивается из верхушечной почки побега. На укороченной оси – стеблевой части цветка, называемой цветоложем, располагаются все его части, представляющие собою видоизменённые листья этого укороченного побега. В полном цветке, где имеются все части, нижние листья образуют околоцветник, часто состоящий из чашечки и венчика, несколько выше располагаются тычинки, составляющие андроцей, и выше пестик, или пестики, составляющие гинецей. Удлинённая часть цветочного побега под цветком называется цветоножкой; в случае её недоразвития цветок называют сидячим.

Растения с раздельнополыми цветками делятся на однодомные, у которых тычиночные и пестичные цветки возникают на одном и том же растении (лещина, ольха), и двудомные, когда на одних экземплярах развиваются только пестичные цветки, на других – только тычиночные (актинидия, ясень). Есть и такие растения, у которых встречаются цветки как раздельнополые, так и обоеполые, их называют многодомными (среди древесно-кустарниковых растений средней полосы таковых нет).

Кроме перечисленных частей, в цветке часто имеются нектарники. Они возникают на цветоложе в виде диска или отдельных желёзок, а также на околоцветнике, на тычиночных нитях, на стаминодиях, на пестиках. Нектарники выделяют сахаристые вещества, которые привлекают насекомых; форма их очень разнообразна.

Прицветники. Лист, из пазухи которого выходит цветок, называется кроющим по отношению к этому цветку. У многих растений на цветоножке есть небольшие листочки – прицветники. Иногда прицветниками называют кроющие листья, а листочки на цветоножках – прицветничками. Кроющие листья и прицветники чаще бывают мелкими, плёнчатыми.

Симметрия цветка. Существенным признаком цветка является характер симметрии в расположении и форме его органов, особенно венчика. Если через цветок можно провести несколько плоскостей симметрии – цветок называют правильным, или актиноморфным.

Если части одного круга цветка различны и расположены так, что плоскость симметрии только одна, – его называют неправильным, или зигоморфным.

Очень редко встречаются цветки асимметричные, где нельзя провести ни одной плоскости симметрии.

Все внутренние части цветка расположены на цветоложе, т.е. его укороченной и расширенной стеблевой части. В полном цветке имеются все части, нижние его доли образуют околоцветник, часто состоящий из чашечки и венчика, несколько выше располагаются тычинки и выше пестик, или пестики (слева).

Удлинённая часть цветочного побега под цветком называется цветоножкой.

Побег, на котором располагается цветок или соцветие, часто называют цветоносом.

Лист, из пазухи которого выходит цветок, называется кроющим по отношению к этому цветку.

У многих растений на цветоножке есть небольшие листочки – прицветники. Иногда прицветниками называют кроющие листья, а листочки на цветоножках – прицветничками (например, у фиалки).

В зависимости от типа ветвления, длины и расположения осей соцветия и последовательности заложения цветков различают множество соцветий, например:

Кисть – главная ось имеет неопределённо долгий рост, и на ней закладываются цветки, приблизительно равные по длине цветоножки (слева).

Зонтик – междоузлия главной оси укорочены так, что все цветоножки выходят как бы из одной точки (справа).

Головка – главная ось укорочена и несколько расширена, цветки сидячие или на коротких цветоножках, собраны в компактное соцветие (справа).

Корзинка – главная ось блюдцеобразно расширена и на ней расположены сидячие цветки, раскрывающиеся от краёв к центру; снаружи корзинка окружена придвинутыми к ней верхушечными листьями, образующими так называемую обёртку (справа).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику
Содержание образования на уровне учебного материала раскрывается в учебной литературе, к которой относятся учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы. Прежде всего, необходимо различать такие виды учебной литературы, как учебник и учебное пособие. Учебник – это учеб ...

Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный потенциал и его реализация
Связь экологии и культуры прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельн ...

Роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры современной молодежи
Развитие медиаобразования в России в XXI веке сопровождается вхождением человечества в информационное общество, одним из неотъемлемых составляющих которого является «общество знаний». Человек общества знаний должен «соблюдать права и основные свободы человека, включая свободу выражения своего мнени ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru