Анализ программ по русскому языку в аспекте изучаемой проблемы

Страница 2

Начальным этапом изучения частей речи (без терминов), в том числе имени прилагательного, является второй класс. Учащиеся второго класса овладевают следующими умениями:

- распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие признаки предметов;

- характеризовать предметы с разных сторон;

- сопоставлять и сравнивать термины по одному из признаков (составлять пары имени прилагательного с противоположными значениями);

- различать слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? и слов, отвечающих на вопросы какие? (правильно ставить вопросы к имени прилагательному в единственном и множественном числе).

Центральное место в процессе формирования морфологических понятий отводится 3 классу. Изучение темы «Имя прилагательное» в третьем классе имеет следующие задачи:

1) развитие умения распознавать имя прилагательное в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное;

2) развитие умения точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи;

3) расширение знаний школьников об окружающей действительности; развитие умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов;

4) формирование грамматического понятия «имя прилагательное»: выделение показателей, характерных для имени прилагательного как части речи (обозначение признака предмета, ответа на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменение по роду и числу, в предложении чаще всего бывает второстепенным и поясняет имя существительное);

5) углубление представлений учащихся об имени прилагательном, ознакомление с синонимическим рядом слов, их ролью в речи;

6) ознакомление с особенностями текста – описание и формирование умения составлять такой текст;

7) ознакомление с изменением имени прилагательного по родам и формирование навыков правописания родительных окончаний имени прилагательного;

8) развитие умения определять число имени прилагательного;

9) формирование умения составлять словосочетания из имён прилагательных и существительных.

Морфологический материал изучается на базе синтаксического. В программу изучения имени прилагательного, как и других частей речи, включается лексикологический материал: наблюдение над лексическими значениями слова, многозначностью слов, синонимами, антонимами (без терминов).

Предметом постоянных наблюдений является также употребление слов в прямом и переносном значении. Развивается умение производить лексический анализ текста (в частности, обращать внимание на точное употребление имени прилагательного в тексте в соответствии с авторским замыслом). Наряду с лексическим, уделяется внимание грамматическому значению и грамматическим формам имени прилагательного, а также его роли в предложении.

В 4 классе ведущим направлением работы по языку является функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической. Все части речи изучаются на синтаксической основе. При работе с 4-классниками следует ориентироваться на такие задачи:

1) усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи (обобщённое лексическое значение имён прилагательных, их изменение по родам, числам и падежам, зависимость имён прилагательных от имён существительных);

2) развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Исследование особенностей письменной речи
Этот раздел направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые несколько отличаются при предъявлении учащимся 1-х классов и 2—3-х классов. Первая серия Исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на языковый и звукобуквенный анализ, требующие определить количеств ...

Экологическое воспитание старших школьников средствами литературы и СМИ
Сегодня в экологическом образовании главный акцент делается на естественно-научные дисциплины. И, к сожалению, совершенно упускается роль гуманитарных дисциплин. В их числе литература. Именно она обладает наиболее благоприятными возможностями для формирования духовно-нравственного аспекта отношения ...

Разработка темы «Основания» в курсе неорганической и органической химии
Цели урока: познакомить учащихся с новым классом химических соединений – основаниями, их свойствами (отношение к воде, действие на индикаторы, взаимодействие с кислотами), практическим использованием оснований в быту и народном хозяйстве; развивать умения работать с химическим оборудованием и реакт ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru