Формы работы с учащимися в процессе развития связной речи в школе

Образование и педагогика » Культура общения младших школьников в урочной деятельности » Формы работы с учащимися в процессе развития связной речи в школе

Страница 1

В русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения. Правильность устной речи определяется правильностью звуков слов, постановке ударения в словах, а также правильностью интонации предложения. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией.

Работа над культурой устной речи предполагает прежде всего проведение специальных упражнений, направленными на овладение учащимися правил орфоэпии; обучение выразительному чтению и ознакомление с фонетическими закономерностями русского языка как средством художественной выразительности речи.

Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи, осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений в данном случае фонетических явлений/ и самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.

С основными правилами русского литературного произношения учащиеся знакомятся при изучении морфологии. Например, сочетания -тся, -ться в конце глаголов произносятся как –цъ-заниматься – цъ, учится –цъ. При работе над этим произношением эффективен вопрос: какая разница в произношении и в правописании данного слова? Сколько звуков в данном слове? Сколько букв?

Усвоение учащимися правильного литературного произношения – процесс сложный и длительный. Большое значение при этом имеет умение слушать и слышать, желание совершенствовать свою речь. Это положение подтверждается в психологических исследованиях.

Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации и корректировке.

Все задачи развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи. В процессе обучения все качества связной речи выступают во взаимосвязи.

Слова, в которых часто допускаются ошибки, берутся на учет и систематически включаются в упражнения.

Воспитание произносительной культуры связано с обучением выразительному чтению. Обучение выразительному чтению органически входит в содержание уроков русского языка, так как изучение любой из тем курса русского языка, особенно синтаксиса, заключает в себе для этого богатые возможности.

Необходимо учить школьников правильному интонированию, использованию в речи пауз и логического ударения, обращая внимание на то, что изменение интонации приводит к изменению смысла предложения. Например, при ироническом произношении предложения: Ты не опоздала, приобретает значение, противоположное тому, которое оно выражает своим словарным составом и синтаксической связью.

Основными приемами обучения выразительному чтению являются: показ образца чтения преподавателем или мастером художественного слова записи; хоровое или индивидуальное чтение учащимися с последующим анализом; чтение по ролям с предшествующим анализом содержания читаемого; запись и прослушивание лучших сочинений или выступлений учащихся. Использование всех этих приемов повышает интерес школьников к выразительному чтению, а следовательно и к урокам русского языка, тем самым повышая уровень культурной речи.

Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.

Во-первых, повышению эффективности развития речевой деятельности способствует целенаправленная подготовка урока (русский язык).

Планируя урок, учитель должен чётко представлять себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Ход исследования социальных и ключевых компетентностей у подростков лицея № 1 г. Красноярска
Итак для того чтобы понять нашу конечную цель еще раз выделим набор умений и навыков, которые мы пытались сформировать с помощью проведенной экономической игры. · Ответственность · Решительность · Организаторские способности · Умение общаться с другими людьми · Творческие способности · Умение собир ...

Основные теоретические концепции медиаобразования
«Психолого-педагогический словарь» определяет медиаобразование (от английского media education и латинского media) как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в совре ...

Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы
Для определения эффективности предложенной технологии нами был использован педагогический эксперимент. Данный метод исследования в нашей работе является основным, поскольку его применение позволяет сделать вывод о целесообразности использования разработанной нами технологии метода проектов в учебно ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru