Классификация личностно-ориентированных моделей
Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три основные группы:
социально-педагогическая;
предметно-дидактическая;
психологическая.
Различие этих моделей можно представить в виде таблицы (Таблица 2).
Таблица 2 Классификация личностно-ориентированных моделей
Социально-педагогическая |
Предметно-дидактическая |
Психологическая | |
Цель |
Воспитание личности по заданному образцу |
Усвоение ЗУН, фактолология |
Развитие личности, индивидуальных познавательных потребностей когнитивного стиля. |
Средства |
Коллектив (борьба с второгодничеством), педагогика требований, поощрения и наказания, репродуктивные методы обучения (простое повторение по образцу), акцент на простейшие учебные навыки. |
Дифференциация содержания знаний (физико-математические школы и спецшколы), дифференциация учащихся по освоению ЗУН, статическое учебно-психологическое тестирование, увлечённость теоретическими аспектами обучения, попытки создания концепций развивающего обучения, опережающего обучения |
Элективная дифференциация, выявление стратегий познания, изучение и развитие когнитивного стиля ученика и обучающего стиля учителя, изменение роли и функций учителя, создание технологий "обучение учению", рефлексия разнообразия стратегий обучения, обмен стратегиями между учащимися |
Критерий оценки |
Соответствие / несоответствие образцу |
Бальная система отметок, средний балл аттестата |
Качественные. Продвижение по персональной траектории |
Социально-педагогическая модель реализовала требования общества, которое формулировало социальный заказ образованию: воспитать личность с заранее заданными свойствами. Общество через все имеющиеся образовательные институты формировало типовую модель такой личности. Задача школы заключалась в первую очередь в том, чтобы каждый ученик по мере взросления соответствовал этой модели, был её конкретным носителем. Личность при этом понималась как некоторое типовое явление, "усреднённый" вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание, коллективизм и т. п.
Образовательный процесс был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех, при которых каждый достигал планируемых результатов (всеобщее десятилетнее образование, "борьба" с второгодничеством, детьми с отклоняющимися формами поведения, изоляция детей с различными нарушениями психического развития и т. п.).
Информация по педагогике:
Понятие и причины девиантного поведения подростков
В любом обществе всегда существуют социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Поведение, характери ...
Понятие о подвижной игре
Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, ...
Оценка уровня сформированности самостоятельности и трудолюбия
у младших школьников
Чтобы оценить уровень самостоятельности и трудолюбия у младших школьников, мы провели анкетирование на базе МБОУДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) им. Двужильного» г. Кемерово. В исследовании принимали участие ученики начальных классов. В анкетировании участвовало ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.