Игра как средство воспитания дошкольников

Образование и педагогика » Воспитание в детских дошкольных учреждениях » Игра как средство воспитания дошкольников

Страница 1

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вме­сте с тем является важнейшим средством их воспитания и разви­тия. Но это происходит тогда, когда она включается в организу­емый и управляемый педагогический процесс. Развитие и стано­вление игры в значительной степени происходит именно при ис­пользовании ее как средства воспитания.

Руководствуясь требованиями «Программы воспитания в дет­ском саду», педагог отбирает и планирует программное содержа­ние, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко опреде­ляет дидактические и игровые задачи, действия и правила, пред­полагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит де­тей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую иг­ру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правиль­ность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; под­чинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целена­правленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей.

Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны лич­ности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, исполь зует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и фи­зического воспитания.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и пред­ставления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребе­нок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает иг­рающим установить взаимопонимание, договоренность.

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной фор­мой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.

Воспитатель использует содержание игр для формирования у детей положительного отношения к социалистической действи­тельности, любви к Родине, своему народу, учит их правилам об­щественного поведения, проверяет, как они усвоены, и закрепляет их. В игре и через игру воспитатель развивает у дошкольников такие качества, как смелость, честность, инициатива, выдержка.

Игра — это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения советских лю­дей, их отношение к труду, общественной собственности, их вза­имоотношения. Она является той формой деятельности, в кото­рой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.

Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Стано­вясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчинять­ся правилам, которые устанавливаются в игре.

Вне педагогического руководства игры детей могут иногда оказывать и нежелательное влияние. Н. К. Крупская писала: «Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигаю­щие национальную ненависть, плохо действующие на нервную си­стему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие гро­мадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитыва­ющие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. д. и т. п.»'.

Чтобы использовать положительное влияние игры и не допус­тить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей раз­личать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремле­ние к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспита­тель через игру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре.

Воспитатель широко использует игру как средство физическо­го воспитания. Большинство игр требует активных движений, ко­торые усиливают кровообращение, способствуют более полному и глубокому обмену веществ. Двигательная активность содейст­вует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты. Однако неправильно было бы думать, что игра является средством физического воспитания сама по себе. Без педагогического руководства игра может принести вред фи­зическому развитию детей. Иногда они переутомляются, нахо­дясь продолжительное время в одной и той же позе (сидение на корточках) или, наоборот, чрезмерно много двигаясь. Поэтому воспитатель прежде всего заботится о соблюдении гигиенических условий для игр детей.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Требования к речи учащихся
Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Во-первых, это требование содержательности. Рассказ или сочинение должны быть пост ...

Методы и методики изучения особенностей памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей памяти детей дошкольного возраста с нарушением слуха с их нормально развивающими сверстниками. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи: Апробировать комплекс психодиагностических методик для выявления особенностей ...

Профессионально-педагогическая культура педагога профессионального обучения
Сущность профессионально-педагогической культуры Для того чтобы определить сущность понятия «профессионально-педагогическая культура», целесообразно рассмотреть такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Профессиональная деятельность как социально-культурное явление ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru