В Дагестане существовала народная система образования и воспитания, которая носила исламский религиозный характер, гибко, с учетом сложившихся народных обычаев, адаптировалась в каждом селе.
Распространением грамотности среди народа занималась мечеть. Религиозное образование ставилось превыше всего, поэтому даже до обучения Корану, едва только ребенок начинал лепетать, старались научить его произносить отдельные молитвы. Хотя эти молитвы читались на арабском языке, без всякого понимания их содержания, родители все же требовали, чтобы ребенок знал их.
Основными звеньями народной системы образования, возникшей в Дагестане явились: коранская школа, мектеб и медресе.
Обучение в мусульманских школах было всеобщим, бесплатным и обязательным. Не было в них и социального отбора, учились вместе дети богатых и бедных. Родители считали своим долгом обучить детей основам религии, умению читать Коран и исполнять религиозные обряды.
Людьми, овладевшими грамотой на арабском языке было оставлено богатое культурное наследие, в том числе и письменность, которой пользовались в Дагестане на протяжении десятилетий.
Дагестанские ученые, прославившие Дагестан в прошлом были в свое время выпускниками тех самых школ, которые несправедливо подвергались, критике со стороны некоторых исследователей.
Немалое значение имели также характер и традиции горского воспитания, которые отличались жестокой требовательностью и суровостью.
Эти традиции приобрели в народном сознании всеобщий и обязательный характер, строго соблюдались и выполнялись с исключительной добросовестностью. Коллективизм самого воспитания, единство и строгая требовательность общественного мнения исключали возможность непочитания старших и народных традиций. Воспитание детей считалось долгом всего тухума и аула, которые следили за детьми и быстро реагировали на их поведение.
Народные традиции воспитания формировали у горцев бесстрашие и храбрость, готовность к самопожертвованию за родных, друзей, за Родину, за слабых и обиженных.
Исходя из потребностей общественно-экономического развития края, с учетом его природно-географических условий, жизни и быта дагестанских горцев, народная педагогика в качестве основных целей и задач обучения и воспитания выделяет следующие: умственное образование, трудовое воспитание и обучение, физическое развитие, нравственное и эстетическое воспитание.
Тревожное состояние дагестанского народа за свою судьбу, независимость и свободу, выдвинуло духовенство как реально существовавшую силу, зачастую представленную известными учеными-алимами, которые могли бы возглавить народные массы. В мусульманском духовенстве образовалась еще особая группа ученых-алимов, которая занималась педагогической деятельностью, как духовным, так и светским образованием. И, наконец, оно не делало разницы между людьми по национальному признаку, а лозунг "Все мусульмане - братья", провозглашавшийся ими, способствовал духовному и нравственному сближению народов, которые исповедовали ислам.
Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Духовность человека определяется не только религией. Религия сама по себе несет мощный заряд духовности, но много значат связанные с ней ритуалы: символы веры, молитва, отпевание.
Основная тема всех религий - дети, воспитание. Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен.
Священные книги для детей - нравственные уроки. И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков, несомненно, играют в их духовном развитии большую роль. В Коране наибольшей силы исполнены заповеди милосердия. Раздавание милостыни — непреложный закон справедливости, нравственный долг правоверных: "поступай с другими так, как хочешь чтобы с тобой поступали". Религия величайший пласт человеческой культуры. В отрыве от нее мы строим ненадежный дом духовности. Великая мудрость учителей человечества духовно обогащает и учителя и учеников.
Будда говорил ученикам "Будьте сами себе светильниками" Христос учителей ставил в пример ученикам. Магомет, учитель многих народов, был одним из величайших подвижников человечества. Яго учение стало основой всей арабской культуры. Да и к народной педагогике тех, кто исповедует ислам, дорого не найдешь без Корана
Нравственное учение ислама охватило основные заповеди, содержащиеся в предыдущих системах, дополнило и уточнило их в соответствии с требованиями времени. В нем учитель присущие человеческой природе страсть и склонности и установлены для них разумные и безопасные пределы. Ислам не требует от своих последователей ни святости. Ни духовных подвигов. Суть исламской морали – умеренность, воздержанность и добротворчество. Она выражена в простых нормах практического характера: не убивай, не воруй, не пей вина, не предавайся азартным играм, воздавай добром за зло, твори милостыню. Наиболее богоугодным делом в исламе является выкуп и освобождение раба, а к наиболее тяжким грехам отнесены неповиновение родителям и клевета на честь женщины. Коварство, обман, ложь осуждаются не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к иноверцам. Подытоживая сказанное, можно выделить основные нравственные ориентиры ислама: Равенство; Братство; Труд; социальная защита; Целомудрие. Все они находятся в русле общечеловеческих ценностей.
Информация по педагогике:
Посещение урока в современой педагогике
Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса. На уроке учащиеся осваивают систему знаний, развивают свои умения и навыки, познавательную самостоятельность и активность. Педагогическая деятельность также осуществляется главным образом на уроке, уровень его подготовки, творческ ...
Методы и формы проверки и оценки знаний, используемые на уроках литературы
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладения учащимися требуемыми умениями и навыками. Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контроль ...
Основы биологической переработки отходов
Специфическое применение биотехнологических методов для решения проблем окружающей среды, таких, как переработка отходов, очистка воды, устранение загрязнений, составляет предмет экологической биотехнологии. Получение биогаза Биогаз – это смесь из 65% метана, 30% СО2, 1% сероводорода. Энергия, закл ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.