Проблема социализации детей с особенностями развития

Страница 1

В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Однако проблемы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования, хотя проблемы социализации детей с особенностями развития актуальны и в теоретическом, и в практическом отношении.

Ребенок, с которым «что-то не так», довольно быстро вытесняется из системы образования в систему здравоохранения, которая по своей сути не может решить проблем его психического развития, а только усугубляет их. Отклонения в развитии приводят к "выпадению" ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушения в развитии приводят к тому, что грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Грубо нарушается связь родителя и ребенка на самых ранних этапах развития, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий, специфичных средств, методов, путей обучения.

Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений.

Причинами этого служат:

Во-первых, ограниченный круг контактов детей с особенностями развития. Многие дети с особенностями развития воспитываются первые годы жизни в замкнутом кругу семьи и не имеют опыта установления социальных контактов.

Во-вторых, замкнутый характер специальных детских учреждений. Очевидно, что многие закрытые учреждения негативно влияют на эмоции, потребности, самооценку и умственные способности ребёнка. Этому мешает изоляция или же, напротив, то, что человек вынужден проживать совместно со многими людьми из той же группы, например, только с отстающими в умственном развитии.

В третьих – не готовность к принятию не типичного ребёнка обществом. Отношение здоровых к людям с особенностью развития - один из важнейших социально-психологических факторов их интеграции в обществе. Ведь даже имея профессию, имея желание и потенциальные возможности участвовать в жизни общества, человек с инвалидностью не всегда может реализовать их потому, что здоровые не хотят вступить с ним в контакт, администрация предприятия опасается, принять его на работу. В сущности, какие бы хорошие и правильные законы ни принимались в отношении инвалидов, они не будут выполняться, если общество не готово к этому психологически.

За рубежом этой проблеме уделяется пристальное внимание. Уже 50 лет изучаются особенности взаимоотношений людей с инвалидностью и здоровых. Эти исследования показали, что в целом взаимоотношения характеризуются напряженностью и амбивалентностью, отношение здоровых нередко определяется как неблагоприятное, даже враждебное. Людям с инвалидностью приписываются такие черты, как завистливость, недоверие к здоровым, недостаток инициативы, повышенное чувство жалости к самому себе. Реакции здоровых людей разнообразны - сострадание, любопытство, вежливое нерасположение и даже чувство отвращения. Здоровые люди стремятся быстрее прекратить общение, недостаточно искренни в контактах в инвалидами. Причины такого положения различны.

Во - первых, до недавнего времени большинство людей вообще не знало о существовании такой группы, как инвалиды, их проблемы замалчивались. Таким образом, результатом нехватки знаний, неточной информированности явилось необоснованность поведения и мнения в отношении людей с особенностями развития.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Теоретические основы обучения математике в развивающей программе «Школа 2000…»
Понятие множества является одним из основных понятий математики и поэтому не определяется через другие. Его поясняют на примерах. Так, можно говорить о множестве букв в некотором слове, о множестве однозначных чисел. Объекты, из которых образуется множество, называют его элементами. В математике из ...

Реализация культурологического подхода в образовательно-воспитательном процессе начальной школы
Социокультурная ситуация в образовательных учреждениях характеризуется полиэтничностью и всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных и культурных групп. В последнее время в школах нашей страны, в связи с миграцией, заметно увел ...

Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей
В настоящее время нейропсихологические методы успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении . На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми, имеющими системную речевую патологию, так называемое общее недоразвитие речи (ОНР). Картина нарушений в развити ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru