Сегодня организация обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями развития - одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. Неуклонный рост числа людей с инвалидностью, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них – независимо от его физических, психических и интеллектуальных возможностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, – все это определяет важность психологической и педагогической работы с ними. История развития проблемы инвалидности свидетельствует о прохождении сложного пути от физического уничтожения, непризнания, изоляции «неполноценных членов» общества до необходимости интеграции лиц с ограниченными возможностями и создания безбарьерной среды жизнедеятельности. Иными словами, инвалидность сегодня становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975г.) инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.
В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Таким образом, общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой, полноценной жизнью, а не являться дискриминированным и сегрегированным меньшинством.
В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребенка, в которой закреплено право детей, имеющих отклонение в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие.
Итак, процесс гуманизации человеческих отношений, признающий самоценность человеческой личности, ее право на свободу, счастье и развитие, проявление своих способностей независимо от индивидуальных особенностей с необходимостью требует особого внимания к людям с нарушениями развития, тем более, что их количество ежегодно возрастает.
Ребёнок, с которым «что- то не так», довольно быстро вытесняется из системы образования в систему здравоохранения, которая по своей сути не может решить проблем его психологического развития, а только усугубляет их. Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда - либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений. Общество, с его многочисленными объектами, нередко становится малодоступным, в связи, с чем особое значение приобретают проблемы социальной деривации и изоляции данной категории населения. Именно поэтому необходимо приведение общественных стандартов в соответствии с потребностями инвалидов, создание условий, способствующих повышению их социальной активности, направленной на установление общественных связей и контактов, что приведет к росту социальной значимости, стремлению к достижениям и самореализации, более продуктивной жизнедеятельности, а значит и социальному благополучию.
Данные задачи решает интеграция, представляющая собой процесс восстановления разрушенных связей человека с обществом, обеспечивающий его включенность в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг. Интеграция — это интеграция сообщества. Это процесс, в рамках которого данное сообщество реализует максимальный социальный потенциал каждого индивида этого сообщества. Интеграция - это двунаправленный процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу, но и сообщество приспосабливается к этому индивиду.
Цель интеграции: накопление ребёнком социального потенциала, который поможет адаптироваться ребёнку в дальнейшем. Социальная интеграция является своего рода итогом работы, достигаемым вследствие реабилитации (медико-социальной, профессионально-трудовой, социально-бытовой, социально-психической, социально-педагогической, социально-правовой).
Предлагаемая дипломная работа посвящена изучению условий успешной интеграции ребёнка с инвалидностью в коллектив здоровых сверстников.
Объект: детские дошкольные учреждения г. Красноярска, где существуют интегрированные группы.
Предмет: условия в учреждении, которые способствуют эффективной интеграции.
Гипотеза: только соблюдение всего спектра специально созданных условий даёт возможность эффективной интеграции ребёнка с нарушениями развития и типично развивающихся сверстников.
Цель дипломной работы – анализ площадок, которые заявляют у себя наличие интегрированной группы.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме
Изучить основные проблемы детей с особенностями развития
Определить понятие интеграции, построить модель интеграции и выделить условия эффективности
Провести исследование детских площадок г. Красноярска на предмет условий для интеграции ребёнка с особенностями.
Для решения поставленных задач нами были использованы ниже перечисленные методы:
- метод экспертных оценок
- анкетный опрос (интервью) состоящий из открытых / закрытых вопросов для работников ДОУ
- метод включенного наблюдения, с фиксацией результатов
- анализ документации (законы, положения и т.д.);
- обзор литературы.
Новизна исследования
Несмотря на многочисленные разработки и исследования, посвященные вопросам интеграции особенных детей и типично развивающихся сверстников, в литературе не представлена четко прописанная модель интеграции. В дипломной работе мы приводим наш вариант описания модели интеграции.
В настоящее время во многих ДОУ, создаются интегрированные группы, для детей с различными нарушениями. Данные дипломной работы могут оказать помощь в организации смешанной группы. Опираясь на теоретическую модель интеграции, специалисты смогут эффективнее выстроить процесс интеграции. Благодаря выделенным критериям, специалисты могут отслеживать динамику интеграции группы, вносить коррективы и изменения для более продуктивной работы.
Информация по педагогике:
Организация, основные этапы экспериментального исследования. Методы сбора и
обработки его результатов
Одновременно с проведением теоретико-методического исследования, и в тесной взаимосвязи с ним, нами осуществлялось экспериментальное исследование. При проведении и организации эксперимента мы основывались на опыте, накопленном к настоящему времени в дидактике и частных методиках. Экспериментальное ...
Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, адекватность усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализация его в обществе всегда и везде входила в орбиту размышлений философов, социологов, психологов, ученых, писателей. Проблем ...
Дидактико-методические основы обучения чтению иноязычных
текстов
Знакомством культурой страны изучаемого языка было одной из главных задач еще со времен античности. Преподавание классических языков, как и трактовка религиозных текстов, не мыслится без культуроведческого комментирования. Временный государственный образовательный стандарт в число целей обучения ин ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.