Можно предположить, что коррекционная работа по формированию у умственно отсталого ребенка представлений о себе, развитие форм общения со взрослыми и детьми будут способствовать возникновению у него потребности к установлению определенных социальных отношений со своими сверстниками.
Прежде всего можно выделить следующие исходные методические положения, которые, на наш взгляд, надо учитывать при формировании у умственно отсталых дошкольников представлений о социальных явлениях:
- усвоение ребенком общественного опыта происходит в процессе его общения со взрослыми и при их непосредственном участии;
- необходимым условием развития ребенка является эмоционально-личностный контакт его со взрослым;
- создание предпосылок к сотрудничеству со взрослыми и со сверстниками может быть обеспечено, системой приемов, направленных на приобретение
- ребенком социального и эмоционального опыта, зафиксированного в слове;
- включение детей в совместную игровую деятельность способствует совершенствованию у них навыков коллективной деятельности, формирует основы психологической готовности к обучению в школе;
- подготовка и организация занятий предполагает индивидуально-дифференцированный подход в обучении, систематичность и последовательность, повторяемость и концентричность процесса, связь с жизнью и использование материала, доступного пониманию детей.
На первом году обучения решались задачи формирования у воспитанников представлений:
- о себе (учить детей узнавать себя на фотографии, называть свое имя, называть части своего тела и лица, знать их назначение);
- о своей семье (знать и называть имена родителей, других родственников, узнавать их на фотографиях);
- о людях, близких по каждодневному общению (учить детей называть имена сверстников, узнавать их на фотографиях).
При выборе методов работы с дошкольниками мы основывались на положении, согласно которому ознакомление с новыми качествами, свойствами и отношениями предметов и явлений окружающей действительности должно происходить таким образом, чтобы познаваемый объект был связан с целенаправленной деятельностью ребенка.
Для решения указанных задач используются различные методы обучения: экскурсии; наблюдения за явлениями социальной жизни; беседы о проведенных наблюдениях; дидактические и подвижные игры; специально организованный детский опыт (хороводы, инсценировки); обобщение этого опыта в речи детей; чтение художественной литературы; демонстрация кинофильмов и диафильмов.
Формирование первоначальных представлений умственно отсталых детей о себе эффективно осуществляется в процессе апробации новой программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственно, отсталых детей)», разработанной исследователями Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. (1999). В этой программе впервые в обучении и воспитании умственно отсталых дошкольников выделен новый раздел.— «Социальное развитие».
В эксперименте приняли участие 12 умственно отсталых детей пятого года жизни с диагнозом олигофрения в степени дебильности. Дети находились в экспериментальном обучении в течение двух лет.
Обучающий эксперимент начинался с учёта уровня представлений о себе у воспитанников с нарушениями интеллекта, организации педагогических условий, определения направлений и содержания специально организованного коррекционного воздействия, проведения консультаций- с педагогическим персоналом дошкольного учреждения.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что первоначальные представления о себе у этих детей развиваются неравномерно, скачкообразно и даже к концу дошкольного возраста не достигают уровня развития нормально развивающихся детей младшего дошкольного возраста. Эти представления не дифференцируются и не обогащаются, что, в свою очередь, затрудняет ориентировку ребенка в социальном окружении, в построении отношений с другими людьми. В целях проведения коррекционно-педагогической работы по формированию первоначальных представлений о себе у умственно отсталых воспитанников были созданы следующие педагогические условия:
- установление эмоционально-личностного контакта каждого ребенка со взрослым;
- учет уровня развития у каждого ребенка способов усвоения общественного опыта;
- обеспечение системой приемов, направленных на приобретение каждым ребенком социального и эмоционального опыта, зафиксированного в слове;
- специально организованное обучение ребенка в условиях ролевой игры в целях, формирования механизма идентификации;
- индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку;
Информация по педагогике:
Эстетический потенциал математики как науки
Эстетический потенциал математики в практике обучения часто недооценивают. Однако на протяжении веков пути математики и различных видов искусства переплетались. Поэтому исторические сведения предоставляют благодатный материал для развития эстетического вкуса школьников. Зачастую в кругу цифр и мате ...
Понятие «коммуникативная культура»
Коммуникативная культура – это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения. Рассмотрению общих и частных проблем общения и межличностной коммуникации посвящены исследования Б.Г. Ананьева, Г.М. Андр ...
Семейные факторы, влияющие на развитие ребенка
Родительское воспитание при определенных условиях может быть неблагоприятным когда ребенок воспитывается одним родителем, приемными родителями, отчимом или мачехой, родственниками, чужими людьми, а также родителями при непостоянном с ними проживании. Воспитание в неполной семье, в частности, станов ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.