Коррекционная работа по формированию первоначальных представлений о себе

Образование и педагогика » Ознакомление с окружающим умственно отсталых дошкольников » Коррекционная работа по формированию первоначальных представлений о себе

Страница 1

Можно предположить, что коррекционная работа по формированию у умст­венно отсталого ребенка представлений о себе, развитие форм общения со взрослыми и детьми будут способство­вать возникновению у него потребности к установлению определенных социаль­ных отношений со своими сверстни­ками.

Прежде всего можно выделить следую­щие исходные методические положения, которые, на наш взгляд, надо учиты­вать при формировании у умственно от­сталых дошкольников представлений о социальных явлениях:

- усвоение ребенком общественного опыта происходит в процессе его обще­ния со взрослыми и при их непосред­ственном участии;

- необходимым условием развития ре­бенка является эмоционально-личност­ный контакт его со взрослым;

- создание предпосылок к сотрудниче­ству со взрослыми и со сверстниками может быть обеспечено, системой при­емов, направленных на приобретение

- ребенком социального и эмоционально­го опыта, зафиксированного в слове;

- включение детей в совместную игро­вую деятельность способствует совер­шенствованию у них навыков коллек­тивной деятельности, формирует основы психологической готовности к обуче­нию в школе;

- подготовка и организация занятий предполагает индивидуально-диффе­ренцированный подход в обучении, систематичность и последовательность, повторяемость и концентричность про­цесса, связь с жизнью и использование материала, доступного пониманию де­тей.

На первом году обучения ре­шались задачи формирования у воспи­танников представлений:

- о себе (учить детей узнавать себя на фотографии, называть свое имя, назы­вать части своего тела и лица, знать их назначение);

- о своей семье (знать и называть име­на родителей, других родственников, узнавать их на фотографиях);

- о людях, близких по каждодневному общению (учить детей называть имена сверстников, узнавать их на фотогра­фиях).

При выборе методов работы с до­школьниками мы основывались на положении, согласно которому ознакомле­ние с новыми качествами, свойствами и отношениями предметов и явлений окружающей действительности должно происходить таким образом, чтобы по­знаваемый объект был связан с целенаправленной деятельностью ребенка.

Для решения указанных задач используются различные методы обуче­ния: экскурсии; наблюдения за явле­ниями социальной жизни; беседы о про­веденных наблюдениях; дидактические и подвижные игры; специально органи­зованный детский опыт (хороводы, ин­сценировки); обобщение этого опыта в речи детей; чтение художественной ли­тературы; демонстрация кинофильмов и диафильмов.

Формирование первоначальных пред­ставлений умственно отсталых детей о себе эффективно осуществляется в про­цессе апробации новой программы «Коррекционно-развивающее обучение и вос­питание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственно, от­сталых детей)», разработанной исследо­вателями Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. (1999). В этой программе впервые в обучении и воспитании умственно отста­лых дошкольников выделен новый раз­дел.— «Социальное развитие».

В эксперименте приняли участие 12 умственно от­сталых детей пятого года жизни с диа­гнозом олигофрения в степени дебильности. Дети находились в эксперимен­тальном обучении в течение двух лет.

Обучающий эксперимент начинался с учёта уровня представлений о себе у воспитанников с нарушениями интел­лекта, организации педагогических ус­ловий, определения направлений и со­держания специально организованного коррекционного воздействия, проведе­ния консультаций- с педагогическим персоналом дошкольного учреждения.

Результаты констатирующего экс­перимента показали, что первоначаль­ные представления о себе у этих детей развиваются неравномерно, скачкооб­разно и даже к концу дошкольного воз­раста не достигают уровня развития нормально развивающихся детей млад­шего дошкольного возраста. Эти представления не дифференцируются и не обогащаются, что, в свою очередь, за­трудняет ориентировку ребенка в со­циальном окружении, в построении отношений с другими людьми. В целях проведения коррекционно-педагогической работы по формирова­нию первоначальных представлений о себе у умственно отсталых воспитан­ников были созданы следующие педа­гогические условия:

- установление эмоционально-лич­ностного контакта каждого ребенка со взрослым;

- учет уровня развития у каждого ребенка способов усвоения общест­венного опыта;

- обеспечение системой приемов, направленных на приобретение каждым ребенком социального и эмоционально­го опыта, зафиксированного в слове;

- специально организованное обу­чение ребенка в условиях ролевой иг­ры в целях, формирования механизма идентификации;

- индивидуальный и дифференци­рованный подход к каждому ребенку;

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Система работы по развитию коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре
Разрабатывая план работы на этапе формирующего эксперимента, мы ставили перед собой цель развития и формирования коммуникативных навыков при помощи сюжетно-ролевой игры, по средствам тренинговой работы и развивающих игр. Формирующий эксперимент состоял из нескольких направлений: 1. Проведение цикла ...

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
«Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразные структуры личности ребенка на данном этапе его развития. В процессе исторического развития изменяются общие социальные условия, в которых ...

Понятие процесса формирования разносторонне развитой личности
Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными силами. Однако главное в человеке – это его личность. Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга. Под развитием личности понима ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru