Коррекционная работа по формированию первоначальных представлений о себе

Образование и педагогика » Ознакомление с окружающим умственно отсталых дошкольников » Коррекционная работа по формированию первоначальных представлений о себе

Страница 1

Можно предположить, что коррекционная работа по формированию у умст­венно отсталого ребенка представлений о себе, развитие форм общения со взрослыми и детьми будут способство­вать возникновению у него потребности к установлению определенных социаль­ных отношений со своими сверстни­ками.

Прежде всего можно выделить следую­щие исходные методические положения, которые, на наш взгляд, надо учиты­вать при формировании у умственно от­сталых дошкольников представлений о социальных явлениях:

- усвоение ребенком общественного опыта происходит в процессе его обще­ния со взрослыми и при их непосред­ственном участии;

- необходимым условием развития ре­бенка является эмоционально-личност­ный контакт его со взрослым;

- создание предпосылок к сотрудниче­ству со взрослыми и со сверстниками может быть обеспечено, системой при­емов, направленных на приобретение

- ребенком социального и эмоционально­го опыта, зафиксированного в слове;

- включение детей в совместную игро­вую деятельность способствует совер­шенствованию у них навыков коллек­тивной деятельности, формирует основы психологической готовности к обуче­нию в школе;

- подготовка и организация занятий предполагает индивидуально-диффе­ренцированный подход в обучении, систематичность и последовательность, повторяемость и концентричность про­цесса, связь с жизнью и использование материала, доступного пониманию де­тей.

На первом году обучения ре­шались задачи формирования у воспи­танников представлений:

- о себе (учить детей узнавать себя на фотографии, называть свое имя, назы­вать части своего тела и лица, знать их назначение);

- о своей семье (знать и называть име­на родителей, других родственников, узнавать их на фотографиях);

- о людях, близких по каждодневному общению (учить детей называть имена сверстников, узнавать их на фотогра­фиях).

При выборе методов работы с до­школьниками мы основывались на положении, согласно которому ознакомле­ние с новыми качествами, свойствами и отношениями предметов и явлений окружающей действительности должно происходить таким образом, чтобы по­знаваемый объект был связан с целенаправленной деятельностью ребенка.

Для решения указанных задач используются различные методы обуче­ния: экскурсии; наблюдения за явле­ниями социальной жизни; беседы о про­веденных наблюдениях; дидактические и подвижные игры; специально органи­зованный детский опыт (хороводы, ин­сценировки); обобщение этого опыта в речи детей; чтение художественной ли­тературы; демонстрация кинофильмов и диафильмов.

Формирование первоначальных пред­ставлений умственно отсталых детей о себе эффективно осуществляется в про­цессе апробации новой программы «Коррекционно-развивающее обучение и вос­питание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственно, от­сталых детей)», разработанной исследо­вателями Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. (1999). В этой программе впервые в обучении и воспитании умственно отста­лых дошкольников выделен новый раз­дел.— «Социальное развитие».

В эксперименте приняли участие 12 умственно от­сталых детей пятого года жизни с диа­гнозом олигофрения в степени дебильности. Дети находились в эксперимен­тальном обучении в течение двух лет.

Обучающий эксперимент начинался с учёта уровня представлений о себе у воспитанников с нарушениями интел­лекта, организации педагогических ус­ловий, определения направлений и со­держания специально организованного коррекционного воздействия, проведе­ния консультаций- с педагогическим персоналом дошкольного учреждения.

Результаты констатирующего экс­перимента показали, что первоначаль­ные представления о себе у этих детей развиваются неравномерно, скачкооб­разно и даже к концу дошкольного воз­раста не достигают уровня развития нормально развивающихся детей млад­шего дошкольного возраста. Эти представления не дифференцируются и не обогащаются, что, в свою очередь, за­трудняет ориентировку ребенка в со­циальном окружении, в построении отношений с другими людьми. В целях проведения коррекционно-педагогической работы по формирова­нию первоначальных представлений о себе у умственно отсталых воспитан­ников были созданы следующие педа­гогические условия:

- установление эмоционально-лич­ностного контакта каждого ребенка со взрослым;

- учет уровня развития у каждого ребенка способов усвоения общест­венного опыта;

- обеспечение системой приемов, направленных на приобретение каждым ребенком социального и эмоционально­го опыта, зафиксированного в слове;

- специально организованное обу­чение ребенка в условиях ролевой иг­ры в целях, формирования механизма идентификации;

- индивидуальный и дифференци­рованный подход к каждому ребенку;

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Тематическое планирование
Раздел "Тематическое планирование" полностью соответствует содержанию примерной программы по музыке и предлагает два варианта организации учебного материала. Первый вариант обеспечивает достаточную подготовку школьников для продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывног ...

Понятие о дидактической игре
Основной формой воздействия на ребенка в специальных дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется «Пр ...

Требования к подбору задач
Любая математическая игра предполагает наличие задач, которые должны решить школьники, участвующие в игре. А каковы требования к их подбору? У разных видов игр они различны. Если взять математические мини-игры, то задачи входящие в них могут быть как по какой-нибудь теме школьной программы, так и н ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru