История интеграции

Страница 2

Демократическое общество по определению предполагает равные возможности всем его членам, в том числе наличие альтернативных образовательных учреждений, которые дают возможность выбора наиболее оптимальных форм и методов обучения. В обществе, живущем по демократическим законам, переход от одной формы обучения к другой происходит, как правило, эволюционным путем».

Во второй половине XX века в странах Западной Европы и США вопрос обучения детей с особенностями развития в интегрированном режиме не стоял. Направление детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения является крайней мерой, вызванной психосоматической невозможностью учить этих детей в обществе.

В России интеграционные процессы начались только во второй четверти 90-х годов педагогами-новаторами, самостоятельно разрабатывающими как методико-дидактические комплексы, так и нормативно-правовую базу. Термин «интеграция» либо рассматривается относительно локальной проблемы, либо интерпретируется в обобщенном виде (интеграция -включение в общий поток или средство подготовки к самостоятельной жизни в обществе).

Ввиду короткого периода времени демократизации учебно-воспитательного процесса, в том числе и для детей с особенностями развития, в нашей стране специальное образование пока еще не соответствует международной культуре и практике специального образования. Задача интегрированного обучения для нашего общего образования требует воли государства, как организационно-демократической, так и социально-политической. О возможности системной реализации интегрированного обучения пока заявлено, в том числе на уровне Государственной Думы, где во втором чтении принят закон «О специальном образовании».

Система образования на государственном уровне пока еще не имеет необходимой готовности к осуществлению в стране интеграционных процессов по обучению в общеобразовательной школе детей с особенностями развития.

В то же время вторая половина 90-х годов XX века характеризуется взлетом научной мысли ученых-педагогов, исследующих и утверждающих необходимость в стране создавать материальные, социальные и медико-психолого-педагогические условия для интегрирования детей с особенностями развития в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

Н.Д. Шматко (1999), анализируя состояние интегрированного обучения в России и неотвратимость его внедрения в учебно-воспитательный процесс как явление неизбежное, констатирует: «Интеграция как процесс обучения детей с проблемами в образовательных учреждениях общего типа в настоящее время находится в центре внимания. Это связано и с особой актуальностью этой проблемы, и с тем, что интегрированное обучение расширяется в России (но процесс этот идет стихийно), и с тем, что оно часто противопоставляется специальному». Далее, он делает заключение, что «вместе с тем интегрированное обучение является закономерным этапом развития системы специального образования. Оно предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми».

Говоря об актуальности интеграции в настоящее время, Н.Д. Шматко (1999) обуславливает эту проблему как образовательной, так и социальной направленности.

Л.М. Шипицина в своих выводах подтверждает мнение Н.Д. Шматко об актуальности интегрирования детей с особенностями развития в общеобразовательную школу и конкретизирует их рядом положений. «На наш взгляд, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:

- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;

-активное участие в данном процессе самого ребенка;

-совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограниченными возможностями».

Исследования и выводы ученых и педагогов-практиков утверждают, что в нашей стране в постсоветский период необходимо в практике обучения детей с особенностями развития наряду со специальными школами внедрить интегрированные формы, методы и технологии в общеобразовательных школах, с помощью которых интегрировать детей с особенностями развития в эти образовательные учреждения.

Но в настоящее время в массовых общеобразовательных школах нашей страны учится много детей с проблемами в развитии. И это стало явлением стихийной интеграции, и, как утверждает Н.М. Назарова, причинами этого явления стали: «отсутствие специальных (коррекционных) образовательных учреждений; их удаленность от места проживания ребенка и его семьи; нежелание родителей обучать ребенка в специальном учреждении; волевое решение органов управления образованием без одновременного создания соответствующей инфраструктуры в массовой школе».

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Высшее образование в Украине
Чтобы процесс интеграции системы образования Украины в Европу стал реальностью, нужно провести серьезные реформы в отрасли образования. Украинское высшее образование отличается от европейского. В Европейском Союзе приняты и действуют другие стандарты. Престиж образования, высокой квалификации в Евр ...

Роль и место экологии в современном обществе
Уже на современном этапе человечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность безоблачного существования жизни на Земле. Современные экологические проблемы имеют ярко выраженную тенденцию к с ...

Что следует по­нимать под дистанционным обучением
Сопоставляя данные статей, можно заключить, что дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, уч ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru