Интегрирование детей с особенностями развития в общество как социальное явление насчитывает несколько столетий. История специального образования показывает, что идея совместного обучения детей с проблемами в учебе и детей с нормой развития существует с 70-х годов, когда европейскому обществу удалось окончательно разрушить законодательный фундамент неравенства детей с отклонениями в развитии, сложившийся еще в античные времена.
Необходимость социальной и педагогической интеграции детей с особенностями развития с 70-го года реализуется ввиду развития открытого гражданского общества, демократических реформ в противовес еще достаточно массово распространенной в ряде стран дискриминации людей по расовому, национальному и другим признакам.
В XIX веке в Западной Европе, а в начале XX века в России общество стремилось создать условия для обучения детей с особенностями развития в специальных учебных заведениях.
Философские идеи по вопросу обучения детей с особенностями развития высказаны рядом известных ученых-психологов и педагогов. По мысли Л.С. Выготского, «объектом дефектологии является не недостаток как таковой, а ребенок, отягощенный недостатком». Л.С. Выготский отметил единство общих и особенных черт, что позволило установить «общность социальных целей и задач общей и специальной школ» при разных формах и методах обучения. О том, что инвалидность ребенка не должна препятствовать ему учиться в сообществе своих ровесников, говорится в докладе «Права человека и инвалидность» (1991 г.) Комиссии по правам человека ЮНЕСКО. «Предрассудки в отношении инвалидов и их дискриминация» отражают официальную позицию европейского сообщества, и в большинстве случаев инвалидность сама по себе не служит препятствием, дискриминация - вот что мешает ребенку получить образование в общей системе. В ряде случаев законодательными нормами предписывается детям-инвалидам в обязательном порядке посещать специальные школы, что является официальной сегрегацией».
В 70-е годы появилась тенденция при обучении детей с особенностями развития включения этих детей в общеобразовательные школы. Переход к интегрированным формам обучения, признание всех детей обучаемыми, все это стало следствием демократизации западноевропейского общества, что само по себе является гарантом обеспечения прав каждого.
Пять периодов эволюционных отношений в истории в своих выводах определила Н.М. Назарова при становлении и развитии национальных систем специального образования в системе социокультурных координат.
1. «Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по XII в. н.э. В этот промежуток времени западноевропейская цивилизация прошла путь от отторжения и агрессии по отношению к инвалидам до прецедентов осознания властью (монархом) необходимости помощи им».
«С XII по VIII в. западноевропейские государства прошли путь от инициатив отдельных монархов и городских властей в деле создания разного рода богоугодных и лечебных заведений, где могли иногда получать помощь интересующие нас люди, до создания системы светских (частных и государственных) приютов и домов призрения».
«За временной отрезок времени с конца XVIII до начала XX в. западноевропейские государства прошли путь от осознания возможности обучения детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и необходимости организации для них сети специальных школ».
С начала XX столетия до 70-х годов Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно отсталых детей до осознания необходимости предоставить образование всем детям с отклонениями в развитии.
«В начале 70-х годов европейцам удалось окончательно разрушить законодательный фундамент неравенства лиц с отклонениями в развитии, заложенный в античные времена». Состояние обучения детей с особенностями развития в России Н.М. Назарова характеризует как в значительной степени инертное: «на шкале периодизации эволюции отношения Россия находится в 90-е годы на фазе перехода от четвертого к пятому периоду. Об этом свидетельствуют ратификация РФ в 1991 г. соответствующих конвенций и деклараций ООН (1971 г.,1997 г.). Ввиду неподготовленности общества в целом и конкретно системы образования для последовательной работы с учащимися, имеющими особенности развития».
«В нашей стране аналогичный период носит скачкообразный характер, что обусловлено кардинальным переустройством государства и его принципиального новыми ценностными ориентациями, заявленными в 1991 году.
Информация по педагогике:
История появления гончарного ремесла
Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю), гончарные горны, но были и одноярусные.Слова «посуда» еще не было в Древней Руси. То, ...
Задачи математического образования в подростковой школе
Выбранный мной возраст 12 – 14 лет, соответствует, согласно периодизации Л. С. Выготского [8] особому этапу в развитии личности – подростковому периоду. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный и критический. Л. С. Выготский подчеркивает, что здесь имеет место период раз ...
Конфликт как результат неэффективного общения
Отношения между людьми не всегда являются нормальными. Очень часто они могут носить конфликтный характер. По этой причине возникла специальная отрасль социальной психологии, получившая название конфликтологии. Основателями учения о конфликтных отношениях в обществе считаются Гераклит, Сократ и Плат ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.