Документы, определяющие содержание образования

Страница 1

К основным государственным документам, определяющим содержание образования на каждом его уровне и каждой ступени, относятся образовательные стандарты, учебные планы и учебные программы.

Образовательные стандарты.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана необходимостью создания в стране единого образовательного пространства, на котором будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.

Стандартизация образования давно осуществляется посредством разработки единых учебных планов и программ. Однако сам термин «стандарт» в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.

Слово «стандарт» происходит от английского standart, что означает «норма», «образец», «мерило». Под образовательным стандартом понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Образовательный стандарт образования является основным нормативным документом в сфере образования. Он конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, оговаривает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Новые стандарты определяют, кроме того, требования к бытовым условия обучения.

Функции образовательных стандартов:

1. Функция социального регулирования. Стандарт – это механизм, который предотвращает разрушение единства образования в условиях разнообразия образовательных услуг. Это позволяет добиться внутри страны некоторого гарантированного качества подготовки выпускников школы. Этим обеспечивается эквивалентность образования.

2. Функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности. Четкое определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях. Право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности.

3. Функция управления. Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в разработке системы критериев качества образования школьников, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования.

4. Функция повышения качества образования. Стандарт фиксирует минимально необходимый объем содержания образования и задает нижнюю допустимую границу уровня образования.

Стандарт образования обозначает не эмпирически задаваемые учебные предметы, а базовые образовательные области,

набор которых научно обоснован. На основе совокупности этих областей, составляющих инвариантное (базовое) ядро общего среднего образования, могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы.

Учебные планы.

Государственные образовательные стандарты конкретизируются в учебных планах. Учебный план – это нормативный документ, в котором определены предметы, изучаемые в школе, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и количество часов, отводимых на изучение каждого предмета по классам. В структуре учебных планов находят яркое выражение социальный заказ, который выполняет система образования.

В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: 1) базисный; 2) типовой; 3) рабочий, то есть учебный план конкретной школы.

Исходным документом является базисный учебный план. Базисный учебный план

общеобразовательной школы

является составной частью государственного стандарта данного уровня образования. Он утверждается Министерством образования Республики Беларусь и служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов. Он является также исходным документом для финансирования школ.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Особенности речевого развития у ребенка с РДА
Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Общими специфическими чертами речевых нарушений в целом являются: 1. Нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребе ...

Проектный метод как способ развития социальных компетентностей
Проектная деятельность учащихся на сегодняшний день является одним из методов развивающего (личностно- ориентированного), обучения, направлена на выработку у ребенка самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученн ...

Тематическое планирование занятий
Дисциплина «электротехника, электроника и электрооборудование» преподает широкий круг сведений по различным областям современной электроники и электротехнике, необходимых данной специальности в работе по целенаправленному формированию материалов и изделий электронной техники с заранее заданными сво ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru