Документы, определяющие содержание образования

Страница 2

Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта содержит следующие нормативы:

1) продолжительность обучения в учебных годах (общая и по каждой из ступеней общего среднего образования);

2) недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;

3) максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая необязательные занятия по выбору;

4) суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая обязательные и факультативные занятия, внеклассную работу.

Типовые учебные планы

разрабатываются для всех типов общеобразовательных учебных заведений на основе базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. Ежегодно в них вносятся коррективы, после чего типовые учебные планы публикуются к началу учебного года в таких печатных органах, как «Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь» и «Настаўніцкая газета». Типовые учебные планы носят рекомендательный характер.

Рабочий учебный план школы

разрабатывается с соблюдением нормативов базисного учебного плана и отражает особенности конкретной школы. За основу рабочего учебного плана школы, как правило, принимается один из типовых учебных планов. Учебный план школы должен быть одобрен педагогическим советом и утвержден директором школы к началу очередного учебного года.

Типовой учебный план, а также рабочий учебный план школы включает:

1) график учебного процесса, определяющий продолжительность учебных четвертей (триместров), каникул, летних трудовых практик, экзаменов;

2) сводные данные по бюджету времени, где указана продолжительность учебных четвертей и практик в неделях;

3) перечень обязательных дисциплин с указанием общего количества часов для каждого года обучения. Данная часть учебного плана носит название базового, или инвариантного

(в России – федерального) компонента

и призвана обеспечить формирование базовой культуры учащихся);

4) перечень устанавливаемых школой факультативных дисциплин и курсов по выбору с указанием общего количества часов, отводимых на их изучение. Данная часть учебного плана носит название вариативного, или школьного компонента;

ее назначение – учесть образовательные запросы, интересы и склонности учащихся, всемерно индивидуализировать процесс обучения.

Соотношение базового и школьного компонентов служит важным показателем степени демократичности системы образования. Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность конкретного образовательного учреждения. Например, в России с 1 сентября 2008 года до 1/3 учебного времени отводится на занятия по выбору учащихся.

5) сведения о ежегодной летней трудовой практике учащихся;

6) сведения о государственных экзаменах за курс базовой (9-летней) и полной средней (11-летней) школы.

Учебные программы.

Третьим важным государственным докумен-том, лежащим в основе деятельности школы, является учебная программа.

Учебная программа –

нормативный документ, раскрывающий со-держание образования по конкретному предмету. В программе определена структура расположения учебного материала (последовательность тем, вопросов), а также общей дозировки времени на их изучение по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

Общая структура

учебной программы

содержит три основных элемента:

1) пояснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета;

2) собственно содержание образования: тематический план и содержание каждой темы. По каждой теме, как правило, выделены основные знания, умения и навыки, основные понятия и законы, межпреметные связи, номенклатура (перечень основных названий для твердого усвоения учащимися в отличие от других названий, с которыми учащиеся знакомятся, но запоминание их не обязательно), перечень основного оборудования;

3) некоторые методические указания, в которых, главным образом, определяются нормы оценки знаний, умений, навыков, приводится список рекомендуемой учителю методической литературы.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Методика постановки творческих задач
В описываются особенности организации обучения математике, делающей возможным математическое творчество школьников, оставляющие за учащимися возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности. Наличие особого способа изучения материала – постановки задачи в общем виде, ее решение ...

Интенсивная школа, какая она
Что такое «Интенсивная школа» Поискав точное определение термина «Интенсивная школа», я выделил для себя три, более внятных формулировки. Интенсивная школа – это процесс обучения и получения новых знаний и практик за короткий промежуток времени. Интенсивная школа – это дополнительная возможность са ...

Познавательные способности и особенности их формирования в младшем школьном возрасте
Познавательные способности человека - это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Познание - сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвеча ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru