Документы, определяющие содержание образования

Страница 3

Учебная программа выполняет три основные функции:

1) описательная: программа является средством описания содержания образования на уровне учебного предмета;

2) идейно-мировоззренческая: знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников;

3) регулирующая, или организационно-методическая: на основе программы учитель организует свою деятельность по подготовке к занятиям, отбирает материал, виды практических работ, методы, средства и формы обучения. Программы организуют и учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовая учебная программа

разрабатывается на основе требований государственного образовательного стандарта к той или иной образовательной области. Ее создание – результат большой и кропотливой работы коллектива специалистов конкретной науки, педагогов и психологов. Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования Республики Беларусь и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы каждым учителем разрабатывается календарно-тематическое планирование по предмету на учебный год.

Рабочая учебная программа

в Республике Беларусь разрабатывается на основе типовой только в учреждениях профессионального образования (ПТУЗ, ССУЗ, вузы); в общеобразовательных средних школах данный документ не используется.

Авторская учебная программа,

учитывая требования государственного стандарта, может содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы. В Республике Беларусь авторские учебные программы используются в преподавании курсов по выбору, факультативов.

Исторически сложилось два способа построения учебных программ – концентрический и линейный. При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала

одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины. Такой способ часто обосновывают тем, что тот или иной раздел учебного курса, имеющий принципиальное значение для последующего изложения, тем не менее в силу возрастных особенностей учащихся не может быть достаточно глубоко усвоен на данной ступени обучения. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. Например, раздел физики «Работа и энергия» изучается в VI и VIII классах; раздел биологии «Клетка» – в V и X классах.

При линейном способе развертывания содержания учебного материала

не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. При этом учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии. Причем новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах.

Учебные программы белорусской школы строятся по линейному принципу с элементами концентризма. Нужно отметить, что в новых учебных программах линейное расположение материала усилено за счет некоторого уменьшения концентризма.

Страницы: 1 2 3 

Информация по педагогике:

Подходы разных авторов к выделению психологических основ дифференцированного обучения
Итак, индивидуализация и дифференциация представляют собой учёт индивидуальных особенностей учащихся в учебной работе. Возникает вопрос: какие же это индивидуальные особенности личности учащегося, которые обусловливают индивидуализацию обучения? Принцип индивидуального подхода в дидактике предполаг ...

Школьная система
Рассматривая образование как главный фактор развития демократии, Дьюи решительно выступал против дуализма школьной системы. В условиях усложнения жизни, писал он в 1915 г., накопления богатства одними и обедне других положение демократии становится все труднее. «Демократия сделает роковую ошибку, е ...

Формы организации учебного процесса, направленного на формирование универсальных учебных действий
Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свои язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление т ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru