Конфликт как результат неэффективного общения

Страница 2

г) межгрупповые (при которых конфликтующими сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие осуществлению своих намерений).

Каким бы бурным и кратковременным конфликт ни был – это процесс, имеющий свои закономерности. Обычно можно выделить пять основных стадий конфликта: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубление конфликта и его разрешение.

Причины конфликтов можно разделить на две группы: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Причем конфликты второго рода характеризуются нагнетанием высокой эмоциональной напряженности.

Нередко обе эти причины причудливо переплетаются и трудно определить, какая была на первом месте.

Рассмотрим некоторые из этих причин:

отсутствие желания трудиться, потеря интереса к работе;

непреодолимые смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия;

барьеры техники и навыков общения;

неврозы;

неадекватная самооценка и неадекватные представления людей;

несоответствие социальных ролей;

групповая дискриминация;

ограниченность ресурсов, подлежащих распределению. Под ресурсами можно понимать любой объект конфликта.

Осознание конфликтной ситуации является началом следующего этапа - разворачивания конфликта. Когда противоречия выплескиваются наружу, становятся осознанными всеми участниками, противоположная сторона отвечает контрдействиями, конфликт становится реальностью.

Непосредственный переход к конфликтному поведению указывает на дальнейшее развитие ситуации. После того как конфликт осознан, стороны, если они не желают погасить вражду, переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.

В зависимости от направленности действий возможно различное развитие характера конфликта. Он будет прямым или опосредованным, конструктивным стабилизирующим или неконструктивным. Основное отличие конструктивного конфликта от всех остальных в том, что в этом случае оппоненты не входят в рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личностных качеств противоположной стороны. Для неконструктивного межличностного конфликта характерно обращение сторон к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремлению подавить партнера, дискредитируя и уничтожая его в глазах окружающих.

На конфликтную ситуацию большое влияние оказывает образ ситуации оппонента, его видение сложившихся условий. Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямо противоположны, а для разрешения конфликта важно уметь посмотреть на проблему глазами оппонента. Что при участии представителей разных этносов часто практически невозможно, особенно если они не знают национальной психологии друг друга.

Можно выделить еще одну ступень развития конфликтной ситуации – углубление противоречий. Она обычно протекает в такой последовательности. Благодаря активным действиям участников конфликта, а также за счет накопления опыта противостояния происходит постепенное усиление их позиций. Это еще больше углубляет первичную проблемную ситуацию и ведет к возникновению новых проблем.

Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта. Объект конфликта очень трудно, подчас невозможно определить. Кроме того, существует опасность, что в процессе конфликтного взаимодействия один объект конфликта может быть подменен другим, что часто происходит неосознанно и усложняет разрешение конфликта.

Субъекты (стороны) конфликта — это непосредственные его участники. Некоторые ученые предлагают разделять стороны и участников конфликта, мотивируя это тем, что при развитии в нем могут оказаться случайные люди (участники конфликта), чьи интересы не совпадают с интересами сторон (субъектов) конфликта, но которые оказались в зоне действий последнего.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Программа исследования по профилактике девиантного поведения подростков
Данное исследование проводилось в г. Костомукша на базе Центра социальной помощи семье и детям «Надежда» с 1 по 21 ноября 2010 года. Основная цель исследования: Рассмотреть социально-негативные проявления подростков и изучить процесс социально-профилактической работы по предупреждению девиантного п ...

Религиозные принципы
В Дагестане существовала народная система образования и воспитания, которая носила исламский религиозный характер, гибко, с учетом сложившихся народных обычаев, адаптировалась в каждом селе. Распространением грамотности среди народа занималась мечеть. Религиозное образование ставилось превыше всего ...

Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru