Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников

Страница 1

«Исследовательская деятельность – характеризуется воспроизводимостью, доказательностью; имеется два уровня – эмпирический и теоретический. Наиболее распространенной является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные».

«Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования».

Решение поставленной в настоящем исследовании проблемы потребовало от нас обратиться, прежде всего, к анализу сущности исследовательской деятельности, к историко-педагогической стороне вопроса. Анализ проблемы развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в качестве теоретической основы подразумевает определение сущности психолого-педагогических категорий, исследовательских направлений, развивающихся в контексте данного исследования.

Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой активности личности рассматривалась, и изучалось многими исследователями.

«XIX в. А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Армстронг, Т. Гексли выдвигали теорию о том, что исследовательская деятельность способствует формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности, создание атмосферы увлеченности учением, доставление радости детям от самостоятельного поиска и развития».

По мнению, Овида Декроли, «исследовательская деятельность определяется инстинктами, а сущность педагогического процесса состоит в удовлетворении исследовательской деятельности побуждаемую инстинктами. Рассматривал исследовательскую деятельность как рычаг активности детей».

«Джон Дьюи рассматривал исследовательскую деятельность как особый вид детской деятельности в контексте «что-нибудь делать». Связывал исследовательскую деятельность с инстинктами, присущими ребенку от природы».

«В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Д.И. Писарев – исследовательская деятельность как стимул не только познавательной, но и социальной активности растущего поколения. Исследовательская деятельность должна проявляется не только к положительным, ярким сторонам жизни, но и к сложным социальным вопросам».

«Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов рассматривали исследовательскую деятельность – как познавательное отношение к миру, основанное на потребностях».

Таким образом, в XIX в. психологической основой активности ребенка признаются его способности, стремления и потребности к деятельности. Общественники-демократы рассматривали активность ребенка в познании окружающего мира как природное свойство, которое определяло социальное и эстетическое проявления. Весьма характерным для психолого-педагогической мысли XIX века было рассмотрение личности в ее взаимосвязи с обществом. Везде на первом плане – личность, ее цели, ее действительность, ее нравственное содержание, детерминированное общественными отношениями.

«XX в. Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин выдвигали теорию, что исследовательская деятельность формирует самостоятельный перенос знаний и умений в знакомую ситуацию, видение задачи в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы».

«П.Ф. Каптерев подчеркивал, что в состоянии исследовательской деятельности ребенок более или менее, но всегда активен. Первооснова развития исследовательской деятельности – врожденные органические свойства человека: хорошее зрение, тонкий слух, общая врожденная впечатлительность к внешним проявлениям».

«А. Ферьер – исследовательская деятельность – как активатор разнообразных чувств ребенка в процессе познания через игровую деятельность, как стимул умственной деятельности. Путь развития детской исследовательской деятельности – от бессистемности до целенаправленных действий».

Представители педагогики и психологии XX века обращаются к личностным особенностям ребенка, конкретизируют этапы его развития в соответствии с биогенетическими законами. Отмечают, что стремление ребенка к развитию лежит в его природе. Организм существует, приспосабливаясь к окружающей среде, и это его неотъемлемое свойство. В этот период были заложены предпосылки изучения проблемы познавательной деятельности как стимула умственной активности. Анализ исторического наследия ученых показывает, что в представлении идеи развития ребенка соотносились с понятием педагогического процесса, совершенствующего детские возможности и накопление индивидуального опыта в деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Роль педагога в развитии детского коллектива
В современном образовательном пространстве педагог обеспечивает гармоничное соотношение в протекании процессов индивидуализации и социализации ребенка во взаимодействии с группой детей. Учителю необходимо быть нацеленными на то, что «воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой че ...

Характеристика программы по музыке для начальных классов
Примерная программа по музыке (Разработана Министерством образования и науки РФ) Структура программы: Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета Основные виды учебной деятельности школьников 2. Содержание курса Общая характеристика Тематическое планирование 3. Рекомендации по осн ...

Методика изучения ампельных растений в школьном курсе биологии
Задачи урока: сформировать понятие о стебле, как осевой части видоизмененного побега ампельных растений. Раскрыть взаимосвязь между особенностями стеблей ампельных растений и выполняемыми функциями. Средства обучения: таблицы «Разнообразие стеблей растений», «Ампельные культуры», комнатные ампельны ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru