Понятие и сущность здорового образа жизни

Страница 2

Болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. Увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85 % связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения. В нашей стране, как показывает Е.А.Овчаров (1997 г.), 78 % мужчин и 52 % женщин ведут нездоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни

Наиболее плавно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «Здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни можно рассматривать как вид жизнедеятельности, способствующий укреплению здоровья и его сохранению (С.В.Попов).

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Б.Н.Чумаков считает, что здоровый образ жизни – активность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Итак, попытаемся рассмотреть, вернее, оценить, факторы положительного влияния на здоровье человека и отрицательные факторы, которые не благоприятствуют здоровью. На рис.1 представлены две сферы, характеризующие образ жизни – здоровый и нездоровый.

Если характеризовать здоровый образ жизни, то в нем выделено восемь основных позиций, оказывающих наиболее благоприятное воздействие (влияние) на здоровье. Каждая из позиций здорового образ а жизни характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что положительно сказывается на состоянии здоровья.

Противоположная позиция характеризует нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом отразятся на нервно-психологическом статусе как первой ступеньке начала каких-то симптомов заболевания организма.

«Где тонко, там и рвется» - изречение, которое подходит для характеристики отрицательного воздействия на здоровье человека нездорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни является главным рычагом.

Гиппократ специфическим элементом здорового образа жизни считал здоровье человека, а Демокрит – духовное начало. Стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, поскольку не охватывает всего многообразия взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой – всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровья. Исходя из указанных предпосылок структура здорового образа жизни по Э.Н.Вайнеру (1998 г.) должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, половую культуру, закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.

При переходе к здоровому образу жизни:

· изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, обретается смысл жизни;

· исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков (хорошее настроение формируется «гормонами радости» - эндорфинами, которые образуются в организме человека);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Онтогенез словообразования
Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исх ...

Описание формирующего этапа экспериментальной работы
Для последующего формирования логических УУД был организован формирующий эксперимент. Для этого были разработаны уроки по курсу «Окружающий мир» с использованием системы заданий по повышению эффективности формирования логических УУД. Система заданий, использованная на уроках, включала в себя следую ...

Особенности речевого развития у ребенка с РДА
Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Общими специфическими чертами речевых нарушений в целом являются: 1. Нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребе ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru