Содержание физического воспитания школьников определяется комплексной программой для учащихся I—XI классов общеобразовательной школы. Она устанавливает единый, гигиенически обоснованный физкультурно-оздоровительный режим школы, обеспечивающий физическое развитие детей в органическом единстве с их трудовой и профессиональной подготовкой, умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.
Первая часть программы включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме учебного дня. Для всех классов с разной в зависимости от возраста интенсивностью, проводятся: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки во время уроков, физкультурные упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах.
Вторая часть программы — собственно уроки физической культуры. На уроках происходит постепенное нарастание сложности как самих видов физкультурно-спортивной деятельности, так и упражнений внутри каждого вида. В комплексной программе для каждого класса разработаны требования к учащимся, учебные нормативы по усвоению навыков, развитию двигательных качеств.
Третья часть комплексной программы посвящена внеклассным формам занятий физической культурой и спортом.
Четвертая часть комплексной программы включает в себя общешкольные, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. В школах проводятся ежемесячные дни здоровья и спорта. Это направлено на достижение всеобщности физического воспитания детей во внеклассной работе.
К комплексной программе тесно примыкает работа по физическому воспитанию детей, проводимая общественными организациями, спортивными обществами, объединениями при клубах, ДЭЗах, в дворцах, домах пионеров и школьников, в специализированных спортивных школах. Для школьников организуются летние спортивные лагеря, туристские походы и экспедиции.
Физическое воспитание учащихся неразрывно связано со всеми другими видами учебно-воспитательной работы. В процессе занятий физкультурой происходит умственное воспитание, формируется тактическое мышление, вырабатывается способность принимать решениям экстремальных ситуациях.
К критериям физической воспитанности относятся соответствующие возрастным возможностям детей показатели физического развития: двигательные качества, умения и навыки, выносливость, ловкость, способность выдерживать нагрузки в беге, подтягивании, упражнениях.
Основные средства и методы физического воспитания. Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физического воспитания относятся: а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда и отдыха; в) утренняя гимнастика; г) уроки физкультуры; д) разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм.
В процессе физического воспитания в качестве основного метода выступают физические упражнения, или физическая тренировка. Диапазон применения физических упражнений (тренировки) исключительно широк, начиная от приучения детей к опрятности и чистоте и кончая развитием физических способностей в беге, гимнастике, тяжелой атлетике и т.д. Без специальных упражнений нельзя выработать ловкость, развить физическую силу, научить учащихся выполнению различных гимнастических фигур и т.п.
Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Поэтому большое значение в физическом воспитании учащихся имеют методы убеждения (разъяснения) и положительного примера. Эти методы используются прежде всего в процессе организации физических упражнений (тренировок) учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе.
Информация по педагогике:
Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе
обучения
По выражению академика Н.М.Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». Указать нужное направление «собственным усилиям» призвана молодая быстро развивающаяся наука валеология . Валеология (от латинского VALEO – «здравствовать», быть ...
Методы переменного упражнения
Методы переменного упражнения характеризуются направленным изменением нагрузки в целях адаптационных изменений в организме. Упражнения с прогрессирующей нагрузкой ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение фу ...
Диагностика исходного уровня развития связной речи в ходе устного
пересказа
Целью экспериментального исследования являлась разработка и апробация методики обучения пересказу как средства развития устной речи детей младшего школьного возраста. База исследования: прогимназия № 62 г. Новокузнецка, 2 "А" и "Б" классы. В каждом классе диагностировано по 12 д ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.