Варианты орфограмм, которые должны изучаться в начальной школе, их степень трудности

Образование и педагогика » Основы работы над орфографическими ошибками в начальных классах » Варианты орфограмм, которые должны изучаться в начальной школе, их степень трудности

Страница 2

Наконец, учащиеся переходят к следующему этапу - к творческому, который характеризуется тем, что учащиеся получают только задание, а как его выполнить, им не подсказывают.

Творчество - это завершающий этап изучения темы. Только имея реальные, а не формальные знания, учащиеся смогут самостоятельно применить их в определенных условиях. Но творческому применению знаний надо учить. Нередко, убедившись в умении учащихся узнавать данные орфограммы, изменять грамматические формы слов в соответствии с правилами, учитель считает, что тема усвоена.

Между тем знания можно считать реальными лишь тогда, когда учащиеся могут применять их по собственной инициативе, привлекая эти знания для разрешения встречающихся в процессе творческого письма трудностей. Эта стадия усвоения не приходит сама собой: от узнавания и конструирования учащиеся постепенно переходят к упражнениям творческого характера.

Основными видами творческих работ, в связи с обучением орфографии, являются подбор примеров по определенному заданию и написание сочинений.

Учащиеся по требованию учителя приводят свои примеры на разных стадиях изучения темы: и сразу же после объяснения, и в период закрепления материала, и в момент его повторения.

В упражнения целесообразно включить такие варианты орфограммы:

I. Варианты орфограммы, имеющей лексико-семантическую особенность.

1) слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от смысла: ложь - лож, тушь - туш.

II. Варианты орфограммы, имеющие фонетико-морфологические особенности:

2) существительные 1-го скл. (в Р. п. мн. ч.) с основой:

на мягкий шипящий: задач, чащ;

на тв. шипящий: крыш, рогож

3) существительные 2-го скл. (в Р. п. мн. ч.) с основой на мягкий шипящий: училищ, пастбищ, жилищ, полчищ, сокровищ и т.п.;

4) существительные 2-го скл. (в И. п. и В. п. ед. ч.) с основой:

на мягкий шипящий: богач, клещ;

на твердый шипящий: камыш, саквояж

5) существительные 3-го скл. (в И. п. и В. п. ед. ч.) с основой:

на мягкий шипящий, картечь, мощь;

на твердый шипящий: роскошь, залежь.

Особое внимание следует уделить существительным 1-го склонения с основой на мягкий шипящий (туч, рощ) и существительным 3 скл. с основой на твердый шипящий (залежь, роскошь и под.).

Мы считаем, что в начальной школе нужно изучать все представленные выше варианты орфограммы, т.к. их представитель встречаются в учебниках по русскому языку.

О степени трудности вариантов орфограмм.

Важная исследовательская задача - выяснит степень трудности вариантов орфограмм. Методика этого научного исследования такова.

Прежде всего, был составлен текст для диктанта, в который вошло одинаковое количество "представителей" вариантов орфограммы, и предложен учащимся 3 "А" класса Кизлярской средней школы № 5.

Затем диктанты были проверены, соответствующие орфографические ошибки были подвергнуты количественному и качественному анализу. В результате мы располагаем данными о степени трудности вариантов орфограммы "Правописание Ь после шипящих на конце существительных".

Таблица

Слова, которые были включены в диктант

Процент ошибок

1

рожь

-

2

камыш

18.1

3

картечь

27.2

4

училищ

36.3

5

задач

18.1

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Принципы русской орфографии
Природу русской орфографии обычно определяют с лингвистических позиций. Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методики обучения грамоте и правописанию; грамматические теории (о частях речи, словосочетании, предложении) является базой для методики обучения гр ...

Описание формирующего этапа экспериментальной работы
Для последующего формирования логических УУД был организован формирующий эксперимент. Для этого были разработаны уроки по курсу «Окружающий мир» с использованием системы заданий по повышению эффективности формирования логических УУД. Система заданий, использованная на уроках, включала в себя следую ...

Коррекционная работа по формированию первоначальных представлений о себе
Можно предположить, что коррекционная работа по формированию у умст­венно отсталого ребенка представлений о себе, развитие форм общения со взрослыми и детьми будут способство­вать возникновению у него потребности к установлению определенных социаль­ных отношений со своими сверстни­ками. Прежде всег ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru