Чтобы установить степень трудности вариантов орфограммы, в текст диктанта были включены такие "представители" этих вариантов.
1) рожь; 2) камыш; 3) картечь; 4) училищ; 5) задач.
По данной ниже таблице можно судить о том, какие варианты орфограммы особенно трудны для учащихся (см. таблицу).
Трудности в отношении написания представляют для учащихся такие слова: училищ (36.3%) , картечь (27.2%) , задач (18.1%) , камыш (18.1%) .
По поводу допущенных ошибок с учащимися были проведены индивидуальные беседы.
Правило "Ь после шипящих на конце существительных" по действующим программам вводится до изучения падежных окончаний, т.к. употребление Ь объясняют родом имен существительных, а он изучается до склонения. При этом обычно игнорируются две существенные детали: во-первых, мы узнаем, что существительное относится к ж. р. благодаря тому, что на конце его пишется Ь, а пишем Ь, потому что знаем, что это существительное ж. р. ; во-вторых, ж. р. не является достаточным основанием, чтобы решить орфографическую задачу, т.к. существительное ж. р. на шипящий могут писаться и без мягкого знака, если они не относятся к 3 скл. (муж, крыш, кож и т.п.).
Анахронизм данного правила давно подмечен лингвистами, которые неоднократно предлагали писать все слова с основой на шипящий без Ь. Сегодня мы все еще вынуждены писать камыш, но мышь; нож, но рожь и т.п., и хотя в обоих случаях на конце слов один и тот же непарный твердый согласный звук [ш].
Значит, по слуху не определишь, писать ли Ь, и, следовательно, это орфограмма (хотя для парных по мягкости-твердости согласных здесь позиция сильная; на конце слова они хорошо различают слова мел-мель, жар - жарь, угол-уголь и многие другие).
Проходя практику в начальной школе на протяжении нескольких месяцев, я поняла, что достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь упорным ежедневным трудом, начиная с 1 класса. Но, на мой взгляд, насыщенной может быть работа в 3 классе.
Одним из приемов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. Проверяю их все, и каждый день, испробовала разные приемы исправления орфографических ошибок. У большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму (или слово) и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы, в основном в корнях глаголов, а в корнях существительных и прилагательных зачеркиваю.
Практика показывает, что чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне, поэтому все свое внимание они обращают на корень слова и при усвоении нового материала, и при закреплении, и при самоподготовке накануне контрольной работы. Положительный результат дают такие приемы:
проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки (из рассказа «Зима» — красавица, выпал, началась, выглянуло, одарил, метель);
письмо по памяти (связного стихотворения, прозы или отрывка из рассказа в «Книге для чтения»):
Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать.
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать.
Из кустов выскочил встревоженный заяц. Он убегал от хитрой лисицы. Давно она за ним следила.
Дети находят каждую орфограмму, проверяют ее под моим руководством, пишут и сверяют с текстом. Использую и взаимопроверку с соседом:
найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное, образуйте новое, составьте с каждым предложением рассказ (если получится);
выберите слова с безударной гласной на тему: «Птицы», «Школьные вещи» и др.:
выпишите слово, состоящее: из одного корня, из корня и окончания .;
подберите слова к схемам:
∩; ∩ ٱ ; ¬ ∩ Ù ٱ
выпишите из «Словаря» слово трактор; подберите родственные слова из разных частей речи (тракторист, тракторный);
Информация по педагогике:
Математические игры как средство развития познавательного интереса к
математике
Предмет математики представляет собой связную систему определений, теорем и правил. Каждое новое определение, теорема и правило опираются на предыдущее, ранее введенное, доказанное. Каждая новая задача включает элементы ранее решенной. Такая связность, взаимозависимость и дополняемость всех раздело ...
Понятие и причины девиантного поведения подростков
В любом обществе всегда существуют социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Поведение, характери ...
Формы организации по физическому воспитанию детей 3-го года жизни
Формы организации физического воспитания — это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценног ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.