Подготовка мастера к виду профессионального обучения

Страница 2

Личностные качества, определяющие педагогическую направленность личности мастера: расположенность к учащимся, требовательность, принципиальность, справедливость, выдержка и самообладание, настойчивость, стремление к самосовершенствованию.

Организационно - коммуникативные качества, выполняющие функцию общения и организаторскую функцию: умение организовать учащихся, понимание учащихся, умение устанавливать правильные взаимоотношения, умение влиять на учащихся.

Дидактические качества, необходимые для реализации обучающей функции мастера: владение базовой профессией, умение объяснять, умение показывать трудовые операции, культура речи, общая эрудиция.

Исследование показало, что по мере формирования мастерства повышаются объективные результаты деятельности мастеров (продуктивность деятельности) и степень сформированности профессионально значимых качеств, изменяется структура этих качеств.

Сформированность профессиональной мотивации

По мере формирования мастерства происходит изменение мотивации. В начале профессиональной деятельности более выражены мотивы, лежащие, как правило, вне профессии. В основном это материальные стимулы: зарплата, летний отпуск, предоставление жилой площади. Для мастеров-профессионалов (с высоким уровнем мастерства) характерно преобладание мотивов общественно-социального содержания (понимание общественной важности работы мастера, желание работать с молодежью) и мотивов профессионального плана (убежденность в своих педагогических способностях, творческий характер труда). Интересно отметить, что если при выборе профессии ведущим оказывался мотив «желание работать с молодежью», то это способствовало формированию уровня мастерства и высокой степени удовлетворенности профессией. И наоборот, если данный мотив был выражен слабо или вовсе отсутствовал, то мастера оставались на низком уровне профессионализма или меняли профессию. Этому сопутствовала их низкая удовлетворенность профессией. В связи с этим можно предположить, что мотив «желание работать с молодежью» является условием формирования высокого уровня мастерства.

Самооценка результатов своей деятельности

Самооценка профессионально значимых качеств, являясь своеобразной проекцией эталона-профессионала, осуществляет регулирующую функцию становления мастера как педагога. В частности, формирование мастерства определяется особенностями самооценки, ее уровнем и адекватностью.

1. Величина ретроспективной самооценки позволяет судить о трудностях начинающих мастеров (как правило, у них недостаточно развиты организационно-коммуникативные и дидактические качества); отношение между ретроспективной и актуальной самооценками дает информацию об осознании мастерами своего профессионального роста. В нашем исследовании все актуальные самооценки мастеров оказались выше ретроспективных. Но этот процесс неодинаков для других качеств: разница между ретроспективной и актуальной самооценками выше по тем качествам, которые осознаются мастерами как наиболее слабо выраженные у них на начальных этапах деятельности (организационно-коммуникативные и дидактические качества).

2. Актуальная самооценка становится все более критичной. Мастера с низким уровнем профессионализма имеют, как правило, завышенную самооценку (по сравнению с экспертной оценкой). Это обусловлено неосознанностью специфики профессии, отсутствием четко представляемого эталона-профессионала. Мастера с высоким уровнем профессионализма, как правило, имеют заниженную самооценку, что обусловлено ориентацией на собственные ценности, эталон-профессионала, с позиций которого мастер оценивает свои прошлые и настоящие достижения.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Характеристика детей участвующих в исследование
В эксперименте приняло участие 10 детей 6-7 лет. Группа была разделена на две подгруппы (слабая и сильная) по пять человек в каждой. Обследование проводилось в МДОУ компенсирующего вида №1123, находящегося по адресу г. Москва, ул. Молостовых, д.1, корпус 6, в котором обучаются дети с диагнозами: гр ...

Этиология и патогенез нарушений письменной речи
Дисграфия - большей частью врожденное расстройство, процесс письма изначально формируется искаженно. В случае приобретенной дисграфии, письмо было сформировано, а затем навык пострадал или исчез. В основе дисграфии могут лежать различные этиологические факторы: биологические причины. Недоразвитие и ...

Метод проектов как направление в совершенствовании физического воспитания школьников
Успешность всего разнообразия задач физического воспитания школьников требует объединения усилий педагогического коллектива школы, работников внешкольных учреждений и родителей. Лишь в этом случае школьники попадают под воздействие системы всех форм организации физического воспитания, обеспечивающи ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru