Подготовка мастера к виду профессионального обучения

Страница 2

Личностные качества, определяющие педагогическую направленность личности мастера: расположенность к учащимся, требовательность, принципиальность, справедливость, выдержка и самообладание, настойчивость, стремление к самосовершенствованию.

Организационно - коммуникативные качества, выполняющие функцию общения и организаторскую функцию: умение организовать учащихся, понимание учащихся, умение устанавливать правильные взаимоотношения, умение влиять на учащихся.

Дидактические качества, необходимые для реализации обучающей функции мастера: владение базовой профессией, умение объяснять, умение показывать трудовые операции, культура речи, общая эрудиция.

Исследование показало, что по мере формирования мастерства повышаются объективные результаты деятельности мастеров (продуктивность деятельности) и степень сформированности профессионально значимых качеств, изменяется структура этих качеств.

Сформированность профессиональной мотивации

По мере формирования мастерства происходит изменение мотивации. В начале профессиональной деятельности более выражены мотивы, лежащие, как правило, вне профессии. В основном это материальные стимулы: зарплата, летний отпуск, предоставление жилой площади. Для мастеров-профессионалов (с высоким уровнем мастерства) характерно преобладание мотивов общественно-социального содержания (понимание общественной важности работы мастера, желание работать с молодежью) и мотивов профессионального плана (убежденность в своих педагогических способностях, творческий характер труда). Интересно отметить, что если при выборе профессии ведущим оказывался мотив «желание работать с молодежью», то это способствовало формированию уровня мастерства и высокой степени удовлетворенности профессией. И наоборот, если данный мотив был выражен слабо или вовсе отсутствовал, то мастера оставались на низком уровне профессионализма или меняли профессию. Этому сопутствовала их низкая удовлетворенность профессией. В связи с этим можно предположить, что мотив «желание работать с молодежью» является условием формирования высокого уровня мастерства.

Самооценка результатов своей деятельности

Самооценка профессионально значимых качеств, являясь своеобразной проекцией эталона-профессионала, осуществляет регулирующую функцию становления мастера как педагога. В частности, формирование мастерства определяется особенностями самооценки, ее уровнем и адекватностью.

1. Величина ретроспективной самооценки позволяет судить о трудностях начинающих мастеров (как правило, у них недостаточно развиты организационно-коммуникативные и дидактические качества); отношение между ретроспективной и актуальной самооценками дает информацию об осознании мастерами своего профессионального роста. В нашем исследовании все актуальные самооценки мастеров оказались выше ретроспективных. Но этот процесс неодинаков для других качеств: разница между ретроспективной и актуальной самооценками выше по тем качествам, которые осознаются мастерами как наиболее слабо выраженные у них на начальных этапах деятельности (организационно-коммуникативные и дидактические качества).

2. Актуальная самооценка становится все более критичной. Мастера с низким уровнем профессионализма имеют, как правило, завышенную самооценку (по сравнению с экспертной оценкой). Это обусловлено неосознанностью специфики профессии, отсутствием четко представляемого эталона-профессионала. Мастера с высоким уровнем профессионализма, как правило, имеют заниженную самооценку, что обусловлено ориентацией на собственные ценности, эталон-профессионала, с позиций которого мастер оценивает свои прошлые и настоящие достижения.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы
Для определения эффективности предложенной технологии нами был использован педагогический эксперимент. Данный метод исследования в нашей работе является основным, поскольку его применение позволяет сделать вывод о целесообразности использования разработанной нами технологии метода проектов в учебно ...

Тематическое планирование элективного курса «Основы биотехнологии»
Биотехнология. Биотехнологические процессы в пищевой промышленности. Биотехнологическая переработка отходов. Бактериальное выщелачивание. Основы получения БАВ. Производство кормового белка. Производство аминокислот, витаминов и антибиотиков. Применение ферментов. Практическая работа «Приготовление ...

Научно–методическая система работы с педагогическими кадрами по здоровьесберегающим технологиям
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение валеологии в становлении здорового образа жизни индивидуума и создание культа здоровья в настоящее время чрезвычайно возрастает. Главное – найти такие ме ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru