Педставления умственно отсталого ребенка о природе

Образование и педагогика » Ознакомление с окружающим умственно отсталых дошкольников » Педставления умственно отсталого ребенка о природе

Страница 3

Испытуемые знают названия птиц, на­иболее часто в ответах звучат: ворона, во­робей, голубь, сорока; однако есть указа­ния и на ласточку, скворца, лебедя, со­ловья, грача, ястреба. Двое детей из всей группы сказали, что не знают названий птиц.

Причины осеннего отлета птиц не зна­ют 24% детей, остальные дети связы­вают это главным образом с изменения­ми погоды: «холодно и снег идет», «зимой холодно», «холодно и есть нечего», «голод­ные, полетели есть», «там тепло, чтобы жить там хорошо». Некоторые из детей поначалу сказали, что они не слышали о том, что птицы улетают осенью в теплые края, но после просьбы экспериментато­ра подумать и объяснить это явление да­ли правильные ответы.

Детям известны и названия рыб, на этот вопрос дали ответы 61% испытуе­мых. Наиболее часто упоминались щука и акула, но были названы и другие: ка­рась, окунь, бычки, дельфин. Место обитания рыб указали все дети, за исключе­нием одного ребенка. Даже те из испыту­емых, которые не помнят названий рыб, уверены, что они живут «в море, в воде, в речке», двое учащихся назвали местом обитания рыб аквариум.

Отличия между птицами и рыбами де­ти устанавливают по признаку их пере­движения: «птица летает, а рыба плавает», «рыбы не летают, а птицы летают», «они плавают, а птицы — нет», «они любят пла­вать, а птицы рождаются летачими». Не­которые дети указывают на внешние отличия: «у рыб нет крыльев»; 26% уча­щихся не сумели ответить на вопрос об отличиях птиц и рыб.

Следует отметить, что у испытуемых существуют некоторые фрагментарные представления о насекомых. И хо­тя лишь 20% испытуемых используют в речи само понятие насекомые, однако их изображения правильно выбрали из се­рии предметных картинок все дети. Так, 48% детей самостоятельно назвали бабочку, муху, комара, стрекозу. Опреде­ляя по картинкам (жук, бабочка, стрекоза, гриб) четвертый лишний предмет, 72% детей сделали это правильно. Часть детей из числа справившихся с заданием не су­мели объяснить свои действия, осталь­ные ученики пояснили их следующим образом: «гриб растет на земле, а эти ле­тают», «гриб растение, а не насекомое», «гриб не летает», «эти одни летучки».

Определение времени года по ряду признаков на основе вербального описа­ния показало следующее: зиму узнали 77% , лето — 50%, осень — 39%, весну — 17%. Сходные результаты пол­учены при определении времени года по картине: зиму узнали 88% детей, лето — 61%, осень — 55%, весну— 11%. Распоз­навание времен года у испытуемых чаще всего связано было с их собственным опытом: они говорили о видах занятий: зимой — «катаются на санках», «играют в хоккей», «лепят снеговиков»; летом — «ку­паются», «загорают», «едут в лагерь»; осенью — «идут в школу». Значительно реже в ответах детей можно было отме­тить характеристики, связанные с наблю­дениями явлений природы: зима — «снег», «лежит снег», осень —«идут дож­ди», «листья опадают».

Многие дети испытывали затруднения, отвечая на вопрос о причинах наблюдаемых мых явлений: почему зимой — холодно, летом — жарко, весной — тает снег, а осенью — опадают листья. Умственно от­сталые дети (61%) указывали не причину, а следствие того или иного явления: «зи­мой холодно, потому что выпал снег, мо­роз, ветер дует». Причину же летней жары 44% испытуемых верно связали с дея­тельностью солнца: «солнце греет», «солн­це выглянуло», «солнце ближе, сильно пе­чет». Возможно, что эта связь им более понятна, так как она эмоционально окра­шена. 33% учащихся объясняют таяние снега весной приближением лета: «насту­пает лето», «лето должно быть, тепло на­ступает»; у 44% испытуемых осенние из­менения — это признак приближающей­ся зимы: «зима начинается, пора холодам наступать», «наступает зима», «холод на­стает, деревья не выдерживают холода».

Таким образом, изучение состояния представлений о живом мире у умственно отсталых старших дошкольников позволяет сделать следующие предварительные выводы:

сравнительно более четкими у этих де­тей являются представления о себе, бли­жайшем окружении, строении человече­ского тела, органах чувств и их функциях, что, по-видимому, объясняется доступ­ностью названных объектов личному практическому опыту; однако эти пред­ставления фрагментарны, многие из них отличаются неточностью. Более отчетли­во недостаточность знаний об окружаю­щем мире выявляется у детей с выражен­ными нарушениями интеллектуальной деятельности. Это следует учитывать при организации индивидуальной коррекционной работы;

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Методика разработки и структура образовательных проектов в физическом воспитании школьников
В настоящее время проектирование является актуально значимым понятием в педагогике и образовательной практике. Его появление и успешная экспансия в образовательном пространстве связаны с именами таких ученых и методологов, как Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов ...

Описание логики решения творческих задач
Логика постановки творческих задач не соответствует той логике, в которой они возникали в истории. Сначала детям предлагаются простые задачи, с которыми учащиеся легко справляются, их решение позволяет учащимся включиться в исследовательскую работу, поставить проблему существования общего решения з ...

Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффекти ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru