Система деятельности социального педагога

Страница 1

Система деятельности социального педагога, как указывают А.В. Мудрик, В.И. Загвязинский, В. Бочарова, представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности [Мудрик]. Она отражена на схеме 1.

Схема 1. Система деятельности социального педагога

Сферой приложения социальной педагогики являются социальные системы государственной, муниципальной, общественной и частной (благотворительной) деятельности, где сталкиваются социальные и педагогические механизмы взаимодействия, помогающие духовно-нравственному, физическому, психическому и социальному становлению личности в ее жизненном пространстве.

Действующей границей социальных и педагогических механизмов Г.В. Мухаметзянова определяет ролевые структуры. Тогда содержание подготовки социального педагога определяется основными направлениями его деятельности: «содействие формированию и совершенствованию воспитательных систем в среде, способствующих развитию и социальной самореализации личности; взаимодействие с этой целью с воспитывающими силами среды, их диагностирование; организация различных видов социокультурной деятельности детей и взрослых на принципах творчества, самодеятельности; формирование на этой основе системы ценностей» [Музаметзянова]. Таким образом, объектом социальной педагогики являются социальные отношения, предметом социальной педагогики выступает педагогический аспект этих отношений, т.е. воспитание человека в социуме, или социальное воспитание, а социальный педагог призван организовать оптимальное педагогическое взаимодействие личности и среды.

Понятие социальное воспитание трактуется по-разному. Мы придерживаемся следующего определения: «Социальное воспитание – это целенаправленный процесс усвоения определенной системы знаний, норм, ценностей, отношений, способов поведения, позволяющих человеку функционировать в качестве полноправного члена общества, общности, группы».

Социальное воспитание направлено на создание условий для физического, психического и социального развития человека, адаптацию человека к сложившимся порядкам и нормам общественного поведения, создание общественных учреждений защиты семьи и детства с их специальным содействием разумной и успешной самоорганизации жизни личности в условиях семьи, школы, окружающей микросреды, просвещение людей в разных сферах жизни (бытовой, культурной, трудовой, гражданской).

Ученые называют главными принципами социального воспитания принципы природосообразности, культуросообразности, демократии, гуманизма, ориентации на общечеловеческие ценности, интеграцию [Неторп].

Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и социальных институтов воспитания. Это взаимодействие, в котором происходит воспитание человека, можно представить в виде множества «цепочек» (см. схему 2).

Схема 2. Воспитание как социальное взаимодействие

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе
Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Занятия по предмету” Основы военной службы, ОБЖ” необходимо проводить по программе разработанной городским методическим объединением и военным комиссариатом города с учащимися 10-11 классов по 2 часа в неделю по раз ...

Методика диагностики стиля педагогического общения
Исследование было проведено на базе детского сада №40, г. Барани. В данном исследовании приняли участие 4 воспитателя, работающие в указанном детском дошкольном учреждении, а также их 40 воспитанников. Диагностику проводила Ярома Марина. В исследовании, целью которого является выявление стиля педаг ...

Принципы цели и задачи экологического воспитания
Задача и формирование экологической грамотности у старших школьников является одной из сложных и в то же время актуальных в современных условиях реформирования образования. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие человека, формирование ценностны ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru