С целью изучения состояния представлений о живом и неживом мире у умственно отсталых старших дошкольников было проведено психолого-педагогическое исследование. Экспериментом было охвачено 48 детей Москвы. Исследование проводилось в трех направлениях, которые в совокупности образуют содержание природоведческих знаний:
1)представления детей о себе, о строении человеческого тела, органах чувств и ближайшем окружении;
2)представления об объектах живой природы: растениях, диких и домашних животных, птицах, рыбах, насекомых;
3)представления о сезонных изменениях в природе, их причинах.
Анализ первичных данных показал, что все дети (100%) знают свое имя и фамилию, 77% — свой возраст, 66% испытуемых назвали точный домашний адрес. Те, кто не знал точного адреса, смогли объяснить, каким путем они добираются до дома, называли улицу, район, где живут.
Дети знали состав своей семьи, называли имена родителей и других родственников, лишь один ребенок не смог назвать профессии своих родителей.
При определении частей тела человека по рисунку правильно назвали голову, руки, ноги, туловище (тело) 88% детей, 12% — определили голову как «волосы», а туловище не назвали вообще. Все дети безошибочно указали на такие части тела, как глаза, уши, язык, верно определили назначение глаза и уха. Функцию языка как органа речи понимают 60% испытуемых («чтобы говорить»), другие (40%) — определили его назначение таким образом — «чтобы есть». Из общего числа обследованных 87% сумели привести примеры вкусовых ощущений, т.е. правильно назвали то, что может быть сладким (конфеты, мороженое, арбуз), соленым (соль, огурец), кислым (лимон, молоко); верно определили то, что может быть холодным (вода, мороженое), горячим (вода, суп, чай). Любопытно, что многие дети (70%) как пример горячего и холодного назвали воду, т.е. по опыту им известно, что вода может быть в разных температурных состояниях.
Вопросы, связанные представлениями об объектах живой природы, вызывают большие затруднения, однако нельзя говорить о том, что таковые представления вообще отсутствуют. Так, 94% детей правильно определили деревья, кусты, травы, цветы как растения, а также выбрали их изображения из серии предметных картинок, однако не смогли объяснить, почему они считают их растениями. 20% учащихся вообще отказались от попытки объяснения своего ответа, в 80% случаев прозвучали следующие суждения: «потому что растут», «у них палки толстые и тонкие, они качаются», «у них нет лица». Все дети называют те или иные фрукты; как правило, это «апельсины, бананы, виноград, ананас», реже упоминаются «яблоко, груша»; из овощей были названы «картошка, капуста, морковь, огурец, помидор». Лишь 6 из опрошенных детей смешивают эти понятия, называя в ряду фруктов овощи и наоборот. Просьба объяснить, как они определили, что это фрукты, вызвала большие затруднения: 33% испытуемых ответили, что они не знают этого, у 50% —это объяснение связано с практическим опытом («их едят», «ходил в магазин и видел», «хожу на базар»), лишь 17% детей выделили некоторые признаки («это сладкое», «растут на деревьях»). Имеют представление о том, где растут овощи («на грядке», «в огороде»), 72% детей.
Всем детям известны названия тех или иных животных, были перечислены: собака, кошка, медведь, лиса, волк, заяц, лев, тигр, корова, коза, свинья, крокодил, кенгуру, бегемот, ослик (в данном перечне слова расположены в порядке частоты из называния). Все испытуемые называют собаку и кошку, так как эти животные наиболее им известны. В ответах на вопрос о том, где живут те или иные животные, ошибок не было: «собаки живут дома, в будке», «кошки в доме, на даче», другие звери «в лесу, в болоте, бегают по полю». Различение домашних и диких животных вызвало трудности: 16% детей не смогли назвать домашних животных, 36% - диких. Понимание самого определения домашние также затруднено, были получены такие ответы: «живут около человека», «живут дома», «живут у людей», «защищают людей»; были получены и такие ответы (16%), в которых очевидно отсутствие смыслового определения понятия домашние, дикие. Приведем примеры: «потому, что животные», «тоже хотят жить», «бегают лапками». Следует указать на то, что определение дикие ассоциируется у детей с какой-то опасностью, исходящей от этих животных: «их нельзя трогать», «они набрасываются», «съедают», «бодаются», «плохие». Такие варианты ответов, как: «они в клетке», «они в лесу», «бегают по лугу, их не поймать», выражают скорее ситуацию, в которой дети наблюдали диких животных или представляли их по каким-то рассказам.
Информация по педагогике:
Образовательная среда как психолого-педагогическая категория
Проблема оценки образовательной среды школы в настоящее время стала одной из центральных в педагогике. При этом, хотя само это понятие широко используется авторами, его содержательное наполнение далеко не однозначно. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отожд ...
Индивидуальные различия в
пространственном мышлении
Пространственное мышление — специфический вид мыслительной деятельности, которая необходима при решении задач, требующих ориентации в пространстве (как видимом, так и воображаемом), и основывается на анализе пространственных свойств и отношений реальных объектов или их графических изображений. Глав ...
Жизнь и педагогическая практика Н. К. Крупской
Н. К. Крупская (1869—1939), жена и соратник В. И. Ленина, крупный государственный и партийный деятель, была выдающимся теоретиком педагогики и организатором культурного строительства в СССР. Еще в отрочестве мечтала стать учительницей. Этому способствовало ее знакомство с сельской учительниц револю ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.