Педставления умственно отсталого ребенка о природе

Образование и педагогика » Ознакомление с окружающим умственно отсталых дошкольников » Педставления умственно отсталого ребенка о природе

Страница 2

С целью изучения состояния представ­лений о живом и неживом мире у умст­венно отсталых старших дошкольников было проведено психолого-педагогическое ис­следование. Экспериментом было охваче­но 48 детей Москвы. Исследование проводилось в трех направлениях, кото­рые в совокупности образуют содержание природоведческих знаний:

1)представления детей о себе, о строе­нии человеческого тела, органах чувств и ближайшем окружении;

2)представления об объектах живой природы: растениях, диких и до­машних животных, птицах, рыбах, насе­комых;

3)представления о сезонных изменениях в природе, их причинах.

Анализ первичных данных показал, что все дети (100%) знают свое имя и фами­лию, 77% — свой возраст, 66% испытуе­мых назвали точный домашний адрес. Те, кто не знал точного адреса, смогли объяснить, каким путем они добираются до дома, называли улицу, район, где жи­вут.

Дети знали состав своей семьи, называ­ли имена родителей и других родствен­ников, лишь один ребенок не смог на­звать профессии своих родителей.

При определении частей тела человека по рисунку правильно назвали голову, ру­ки, ноги, туловище (тело) 88% детей, 12% — определили голову как «волосы», а туловище не назвали вообще. Все дети безошибочно указали на такие части тела, как глаза, уши, язык, верно определили назначение глаза и уха. Функцию языка как органа речи понимают 60% испытуе­мых («чтобы говорить»), другие (40%) — определили его назначение таким обра­зом — «чтобы есть». Из общего числа об­следованных 87% сумели привести примеры вкусовых ощущений, т.е. правильно назвали то, что может быть сладким (кон­феты, мороженое, арбуз), соленым (соль, огурец), кислым (лимон, молоко); верно определили то, что может быть холодным (вода, мороженое), горячим (вода, суп, чай). Любопытно, что многие дети (70%) как пример горячего и холодного назвали воду, т.е. по опыту им известно, что вода может быть в разных температурных со­стояниях.

Вопросы, связанные пред­ставлениями об объектах живой природы, вызывают большие затруднения, однако нельзя говорить о том, что таковые представления вообще отсутствуют. Так, 94% детей правильно определили деревья, кусты, травы, цветы как растения, а также выбрали их изобра­жения из серии предметных картинок, однако не смогли объяснить, почему они считают их растениями. 20% учащихся вообще отказались от попытки объясне­ния своего ответа, в 80% случаев прозву­чали следующие суждения: «потому что растут», «у них палки толстые и тонкие, они качаются», «у них нет лица». Все дети называют те или иные фрукты; как правило, это «апельсины, бананы, виног­рад, ананас», реже упоминаются «яблоко, груша»; из овощей были названы «кар­тошка, капуста, морковь, огурец, поми­дор». Лишь 6 из опрошенных детей сме­шивают эти понятия, называя в ряду фруктов овощи и наоборот. Просьба объ­яснить, как они определили, что это фрукты, вызвала большие затруднения: 33% испытуемых ответили, что они не знают этого, у 50% —это объяснение связано с практическим опытом («их едят», «ходил в магазин и видел», «хожу на базар»), лишь 17% детей выделили неко­торые признаки («это сладкое», «растут на деревьях»). Имеют представление о том, где растут овощи («на грядке», «в огоро­де»), 72% детей.

Всем детям известны названия тех или иных животных, были перечислены: со­бака, кошка, медведь, лиса, волк, заяц, лев, тигр, корова, коза, свинья, крокодил, кенгуру, бегемот, ослик (в данном переч­не слова расположены в порядке частоты из называния). Все испытуемые называ­ют собаку и кошку, так как эти животные наиболее им известны. В ответах на воп­рос о том, где живут те или иные живот­ные, ошибок не было: «собаки живут до­ма, в будке», «кошки в доме, на даче», дру­гие звери «в лесу, в болоте, бегают по по­лю». Различение домашних и диких жи­вотных вызвало трудности: 16% детей не смогли назвать домашних животных, 36% - диких. Понимание самого опреде­ления домашние также затруднено, были получены такие ответы: «живут около че­ловека», «живут дома», «живут у людей», «защищают людей»; были получены и такие ответы (16%), в которых очевидно от­сутствие смыслового определения поня­тия домашние, дикие. Приведем примеры: «потому, что животные», «тоже хотят жить», «бегают лапками». Следует указать на то, что определение дикие ассоцииру­ется у детей с какой-то опасностью, исхо­дящей от этих животных: «их нельзя тро­гать», «они набрасываются», «съедают», «бодаются», «плохие». Такие варианты от­ветов, как: «они в клетке», «они в лесу», «бегают по лугу, их не поймать», выража­ют скорее ситуацию, в которой дети на­блюдали диких животных или представ­ляли их по каким-то рассказам.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Цели дистанционного обучения
Авторы статей выделяют следующие цели дистанционного обучения: 1. профессиональная подготовка и переподго­товка кадров; 2. повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям; 3. подготовка школьников по отдельным учеб­ным предметам к сдаче экзаменов экстерном; 4. подготовка ...

Методика постановки творческих задач
В описываются особенности организации обучения математике, делающей возможным математическое творчество школьников, оставляющие за учащимися возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности. Наличие особого способа изучения материала – постановки задачи в общем виде, ее решение ...

Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения
Профессиональное становление и рост руководителя образовательного учреждения сложный процесс, требующий системного анализа личности, как в структурном, так и в динамическом аспектах. Термин “профессиональное развитие”, “профессиональное становление личности” стал предметом исследования многих автор ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru