Коррекционная работа по формированию первоначальных представлений о себе

Образование и педагогика » Ознакомление с окружающим умственно отсталых дошкольников » Коррекционная работа по формированию первоначальных представлений о себе

Страница 2

- систематичность и последова­тельность, повторяемость и концентрированность предложенного содержания программного материала, его связь с каждодневным опытом ребенка;

- поэтапное включение родителей или лиц, их заменяющих, во взаимодействие со своим ребенком;

- взаимодействие всех педагогов (воспитателей, учителя-дефектолога, инструктора по физическому воспита­нию и музыкального руководителя) по обеспечению социального развития;

- включение социального развития детей в различные виды деятельности (по формированию элементарных ма­тематических представлений, по изобразительной деятельности, музыкаль­ные и физкультурные занятия, по озна­комлению с окружающим миром);

- создание предметно-развиваю­щей среды в группе.

Коррекционно-педагогическая ра­бота по формированию первоначальных представлений о себе самом у вос­питанников с нарушениями интеллекта включала следующие аспекты:

- ознакомление детей со своим ор­ганизмом, частями тела и лица, их функциями, внешним видом;

- формирование представлений о своем имени, фамилии;

- формирование половозрастных представлений;

- формирование элементарных по­требностей, желаний, интересов;

- организация собственного соци­ально-эмоционального опыта;

- формирование представлений о своей семье и об отношениях в ней. В соответствии с выделенным со­держанием на первом году обучения решались конкретные задачи. Детей учили:

- распознавать и называть основ­ные части тела и лица (руки, ноги, го­лова, глаза, нос, язык, рот, волосы на голове, а также живот, спина, туловище, пальцы);

- определять простейшие функции некоторых частей тела и лица (руки трогают, берут, хлопают; ноги ходят, бегают; глазки смотрят; ушки слушают; рот кушает, говорит);

- узнавать себя в зеркале, на фото­графиях, называя свое имя;

- откликаться на свое имя, давать эмоциональную и двигательную реак­цию на него;

- называть свое имя, отвечая на во­просы:«Как тебя зовут?», «Как твое имя?»;

- выделять себя по половому при­знаку (внешнему признаку), относить себя к девочкам или мальчикам;

- связывать свой день рождения с праздничным событием;

- обращать внимание детей на свои базовые потребности (еда, сон, отдых, игра);

- фиксировать комфортное состоя­ние детей на приход, пребывание в группе, подчеркивая словами: «хоро­шо», «здорово», «весело»;

- выделять близкого взрослого, пе­дагогов, сверстников, обращая внима­ние на их действия, эмоционально реа­гировать на них;

- вызывать эмоциональную реак­цию на: ласковое обращение к нему знакомого взрослого, вызывать двига­тельное подкрепление эмоциональ­ной реакции;

- выделять маму (или другого близ­кого взрослого), давать эмоционально-двигательную реакцию (инициативную улыбку, двигательную реакцию, назы­вать «мама») на ее появление в группе;

- использовать эмоционально-так­тильные способы для выражения чувст­ва привязанности к близким взрослым;

- узнавать близких взрослых и са­мого себя на фотографиях, показы­вать и говорить: «Это мама. Это папа. Это я, Катя».

Вышеперечисленные задачи были распределены по кварталам. Такой под­ход к планированию специально орга­низованного коррекционного воздейст­вия по формированию первоначальных представлений о себе у воспитанников обеспечивал последовательность и сис­тематичность в работе и являлся неотъ­емлемой частью всего коррекционно-педагогического процесса, проводимого в специальном дошкольном учрежде­нии компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта.

После завершения двухгодичного экспериментального обучения был проведен контрольный эксперимент с целью выявления усвоения испытуе­мыми разработанного программного содержания и определения эффектив­ности предлагаемой методики.

Результаты контрольного экспери­мента показали более высокий уровень сформированности первоначальных представлений о себе у умственно от­сталых дошкольников эксперименталь­ной группы.

Сформированные представления о себе у умственно отсталых воспитанни­ков, прошедших экспериментальное обучение, оказали положительное вли­яние на становление взаимоотношений между детьми в группе, а также на отно­шения между детьми и их родителями.

Учитывая, что необходимо не только развить представления ребенка о собственном Я, но и о Я другого человека, пробудить понимание других и соответствующее эмпатийное поведение, коррекционные занятия необходимо сочетать с воспитанием взаимопомощи, благодарности, понимания.

Практика работы педагогов в этой области свидетельствует о следующих особенностях данного процесса.

Старшие дети большей частью охотно помогают малышам, но иногда воспитатель должен повлиять на некоторых детей, укло­няющихся от помощи, и вызвать своего рода эмпатию. Добивается этого он эмоциональным рассказом о том, как малыши устали переносить маленькими ведерками песок на свой участок, ходить за песком много-много раз, говорит о том, как малышам хочется поскорее поиграть в песочек, и предлагает быстро им помочь, ведь у старших детей есть носилки и ведерки побольше и старшие ребята сильнее. При этом воспитатель за­ботится о том, чтобы дети, получившие помощь, поблагодарили за нее. Общение

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Методика обучения грамматике и морфемике
Задание 1. Составьте библиографический список по теме «Трудные вопросы изучения частей речи в начальных классах» Задание 2. Путем выписки цитат из книги Л.П.Федоренко «Закономерности усвоения родной речи» перечислите закономерности изучения родной речи, принципы обучения русскому языку, основные пр ...

Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыке во всем многообразии ее видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребенка в пении ...

Понятие и сущность пересказа как жанра монологической речи
Прежде чем мы рассмотрим понятие "пересказ", обратимся к другим, значимым аспекте нашего исследования, терминам, а именно - "речь", "развитие речи" "монологическая речь", "репродуктивная" и "продуктивная речь", "текст". Результат ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru