Методика обучения грамматике и морфемике

Образование и педагогика » Обучение русскому языку в начальной школе » Методика обучения грамматике и морфемике

Страница 3

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Азбуки идет целенаправленное формирование у них правильного типа читательской деятельности.

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

Задание 5. Подберите дидактический материал к выбранной теме по морфемному составу слова для следующих этапов изучения в начальных классах:

Подготовительный этап к выбранной теме до непосредственного ознакомления с нею:

Морфологическая мозаика в парах постоянного состава.

- Вспомним алгоритм работы.

(Прочитать слова. Составить предложение, записать его. Выполнить грамматические задания.)

Что такое предложение?

Что называется подлежащим?

Что называется сказуемым?

Грамматические задания написаны на доске. (Подчеркните подлежащие и сказуемые. Подчеркните сочетания).

Проверка выполнения задания.

Какие сочетания вы подчеркнули? (жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, чт). Молодцы, с этой работой вы справились.

Первичное закрепление после ознакомления с новым материалом:

Сегодня мы продолжаем учиться проверять парные согласные на конце слова. Мы знаем, что

Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй.

Почему слова с парными согласными на конце слова надо проверять?

Назовите звонкие парные согласные звуки.

Назовите глухие парные согласные звуки.

Чем они отличаются?

Ребята вот уже несколько дней подряд идёт снег. И к нам в класс тоже попало несколько снежинок, но они не знают, куда им опуститься. Давайте поможем им.

Сне…, сугро…, моро…

(На снежинках г, к, б, п., з, с.)

Запишите эти слова и проверочные к ним. Подчеркните буквы, которые проверяли.

Как по-другому можно сказать мороз? (Холод, стужа.)

Составьте предложение со словом снег. Лучшее запишем.

Обобщение: включение нового материала в систему уже изученного ранее:

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй.

Зуб на зубы, лёд на льды

Будешь грамотным и ты.

Правило. Используя это правило, найдём заблудившуюся букву (мороз, снег, лёд, утюг, холод)

Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась.

Вы, друзья ее найдите

И в свой домик посадите.

(Дети записывают слова, устно подбирают проверочные)

– Найдите лишнее слово. Почему?

Задание 6. Составьте фрагменты уроков (3 – 4) по морфологии (морфемике)

Минутка чистописания.

Сегодня повторим написание заглавной и строчной букв Вв, слогов и словарные слова с нею.

Вв ва во вы во ви ве вю вя

Москва ворона весело девочка

Назовите слоги, в которых согласный звук мягкий.

Почему? (За ними следуют гласные второго ряда).

Приступайте к работе. В словарных словах поставьте ударение и обозначьте безударную гласную.

Игровое поле.

Слова-мячики с проверяемыми парными звуками и глухими согласными забросьте в корзину.

Сколько набрали очков?.

(Жираф, лев, дрозд, чиж, морж).

Физминутка.

Зарядка для глас по таблице В. Ф. Базарного.

Обвели глазами класс. Что увидели необычного? (Снегири-слова). Составьте предложение из слов. (Полетели с высоты белые пушинки). Запишите предложение. Подчеркните главные члены.

Устный тренаж в парах сменного состава.

Давайте ещё раз скажем, как проверить парный согласный звук на конце слова.

(Идёт работа в парах сменного состава).

Поведение итогов работы.

Кто поменялся 2 раза? 3 раза?

Кто получил только 5?

А кто получил 3?

Оценим работу пары.

(Два ученика перед классом показывают, как они работали, остальные дети оценивают их работу).

Задание 1. Составьте библиографический список по теме «Формирование орфографической зоркости»

Недостаточно четкое понимание принципов пунктуации часто приводит к тому, что учителя, упрощая ситуацию, учат детей напрямую связывать ритмико-интонационное членение предложения с расстановкой знаков препинания. Впоследствии такой подход приводит к тому, что у детей на письме появляется синтаксически не мотивированная интонационно обусловленная запятая (эта ошибка практически неистребима). На мой взгляд, будущему учителю очень полезно знать об истории пунктуации, о ее движении от идеи передачи ритмико-интонационного членения к идее разграничения синтаксических конструкций. Стоит подробно рассмотреть соотношение синтаксического и семантического принципов в реальных текстах, связав второй с темой вариативного и авторского начала в пунктуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Значение внеклассной работы по математике как средства развития познавательного интереса
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиес ...

Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности
Развитие познавательных процессов является важной задачей умственного воспитания детей с нарушениями слуха. Развитие ощущений и восприятия, формирование различных форм мышления, внимания, памяти, воображения являются элементом проведения разнообразных занятий и организации детской деятельности. Поз ...

Место и роль жанров пересказа в системе высказываний на школьном уроке
Как следует из различных источников, основной формой речевого взаимодействия в ходе учебного процесса является осмысленное оперирование текстами, так как в процессе обучения в школе осуществляется восприятие текста учителя (например, при объяснении нового материала); обмен устными текстами между уч ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru