Методика обучения грамматике и морфемике

Образование и педагогика » Обучение русскому языку в начальной школе » Методика обучения грамматике и морфемике

Страница 4

Для выработки навыка постановки знаков препинания необходимо при изучении морфологии и орфографии систематически повторять (с некоторым углублением) сведения по пунктуации, полученные учащимися ранее.

При изучении синтаксиса учитель должен связывать изучение пунктуации с наблюдением над паузами и интонацией.

Знаки препинания - это не только показатели грамматической структуры предложения, но и знаки выразительности речи.

Необходимо научить детей правильно ставить знаки и "читать" их. Выработке навыков "чтения" знаков препинания способствует интонационно-смысловой анализ текста.

Выбор нужного знака требует одновременно знания пунктуационного правила и умения производить логико-синтаксический анализ предложений. Эти умения вырабатываются при систематическом использовании пунктуационных знаков в процессе письма.

Для развития пунктуационных навыков применяются: пунктуационный разбор - объяснение уже расставленных знаков препинания в специально подобранных отрывках или отдельных предложениях, сопровождаемое синтаксическим анализом; установление смысловых отношений между отд. членами и составом простых и сложных предложений; письмо заученного наизусть с предварительным разбором; расстановка знаков препинания в специально подготовленном тексте и т. д.

Изложения, диктанты разных типов, сочинения помогают учащимся глубже осмыслить необходимость употребления тех или иных синтаксических конструкций и пунктуационных знаков.

Соловейчик в книге «Русский язык в начальных классах .» делает упор на то, что среди правил письменной передачи звучащей речи выделяются две группы. Одну составляют правила графики: система принятых в данном языке письменных знаков, в частности букв, и норм их использования. Нарушение этих норм ведет к графическим ошибкам, при которых чаще всего меняется звуковой облик слова.

Вторую группу правил письма составляют орфографические. Их несоблюдение тоже ведет к нарушению норм письменной речи, но они не влияют на произношение: написано с большой буквы или с маленькой, с «о» или с «а», слитно или раздельно и т.д. — на произношении это не отразится.

Правильное (во всех отношениях) письмо — это минимально необходимое условие эффективного письменного общения. Вот почему вопросам обучения графически и орфографически правильному письму в школе, в частности в начальных классах, всегда уделяется так много внимания.

Автор подчеркивает, что маленьким школьникам, начинающим овладевать письменной речью, приходится постигать обе группы правил. Первые, конечно, одолеваются легче, именно они находятся в центре внимания в период обучения грамоте. Вторые осваиваются на протяжении всего изучения курса русского языка, но важные шаги в этом направлении должны быть сделаны тоже еще в период обучения грамоте.

Составной частью орфографической работы на этом этапе является изучение нескольких орфографических правил. Традиционно изучаются следующие:

оформление границ предложений;

раздельное написание слов;

большая буква в именах и фамилиях, в кличках животных и других собственных именах;

написание букв и, а, у в сочетаниях ЖИ — ШИ, ЧА— ЩА, ЧУ — ЩУ;

правила переноса.

Орфографическую ошибку нельзя обнаружить на слух, ее можно только увидеть. При существенном различии графических и орфографических ошибок у них есть общее следствие: они мешают (в большей или меньшей степени) восприятию письменного сообщения, так как затрудняют его понимание. Чтобы еще раз убедиться в этом, попробуйте сами прочитать приведенную ниже фразу и оцените быстроту и легкость «извлечения смысла»: «Упрердыньэтплхопагды .» («У природы нет плохой погоды .»).

Какова особенность орфографического навыка?

«Орфографическая слепота», неумение обнаруживать «ошибкоопасные» (выражение Г.Г. Граник и др.) места — одна из важнейших причин орфографических ошибок. Не замечая мест, где требуется применение правил, учащиеся, даже зная правила, естественно, не обращаются к ним и пишут наугад, часто неверно.

Какой принцип орфографии считается ведущим? Ответ обоснуйте.

В этот период ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к трудностям письма, то в дальнейшем восполнять пробел, наверстывать будет сложнее. Во-вторых, важно, чтобы школьники сначала узнали об «опасных» местах, научились их находить в словах, приучились ставить орфографические задачи, а уж потом приступили к знакомству с орфографическими правилами как способами решения этих задач. Следовательно, работу над орфографической зоркостью нужно начинать до изучения основной части орфографических правил, т.е. до 2-го класса. Большую же часть первого учебного года школьников составляет период обучения грамоте, а, как известно, чтобы появилось умение, нужно время на многократное повторение действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Разработка методических указаний к лабораторно-практическим занятиям
Одним из основных звеньев обучения является применение знаний, в результате чего у учащихся формируются практические умения и навыки. В процессе изучения специальных дисциплин, решаются следующие задачи: практическое применение знаний, система повторения и выполнения домашней работы учащимися, пров ...

Распространение и минералогия бериллия
Бериллий несмотря на малый ионный номер относится к редким элементам. Содержание его в земной коре оценивается в настоящее время от 6x10-4 до 2x10-4. Такую малую распространенность бериллия объясняют его способностью взаимодействовать с протонами и нейтронами высоких энергии. В пользу этого объясне ...

Современное понятие психодиагностики
Психодиагностика является универсальным научным инструментом, используемым во всех прикладных областях психологии и непосредственно на практике. Психодиагностика имеет двустороннюю связь с прикладными проблемами, что является ее отличительной чертой. Характеризуя цель психодиагностики, некоторые ис ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru