Методика обучения грамматике и морфемике

Образование и педагогика » Обучение русскому языку в начальной школе » Методика обучения грамматике и морфемике

Страница 4

Для выработки навыка постановки знаков препинания необходимо при изучении морфологии и орфографии систематически повторять (с некоторым углублением) сведения по пунктуации, полученные учащимися ранее.

При изучении синтаксиса учитель должен связывать изучение пунктуации с наблюдением над паузами и интонацией.

Знаки препинания - это не только показатели грамматической структуры предложения, но и знаки выразительности речи.

Необходимо научить детей правильно ставить знаки и "читать" их. Выработке навыков "чтения" знаков препинания способствует интонационно-смысловой анализ текста.

Выбор нужного знака требует одновременно знания пунктуационного правила и умения производить логико-синтаксический анализ предложений. Эти умения вырабатываются при систематическом использовании пунктуационных знаков в процессе письма.

Для развития пунктуационных навыков применяются: пунктуационный разбор - объяснение уже расставленных знаков препинания в специально подобранных отрывках или отдельных предложениях, сопровождаемое синтаксическим анализом; установление смысловых отношений между отд. членами и составом простых и сложных предложений; письмо заученного наизусть с предварительным разбором; расстановка знаков препинания в специально подготовленном тексте и т. д.

Изложения, диктанты разных типов, сочинения помогают учащимся глубже осмыслить необходимость употребления тех или иных синтаксических конструкций и пунктуационных знаков.

Соловейчик в книге «Русский язык в начальных классах .» делает упор на то, что среди правил письменной передачи звучащей речи выделяются две группы. Одну составляют правила графики: система принятых в данном языке письменных знаков, в частности букв, и норм их использования. Нарушение этих норм ведет к графическим ошибкам, при которых чаще всего меняется звуковой облик слова.

Вторую группу правил письма составляют орфографические. Их несоблюдение тоже ведет к нарушению норм письменной речи, но они не влияют на произношение: написано с большой буквы или с маленькой, с «о» или с «а», слитно или раздельно и т.д. — на произношении это не отразится.

Правильное (во всех отношениях) письмо — это минимально необходимое условие эффективного письменного общения. Вот почему вопросам обучения графически и орфографически правильному письму в школе, в частности в начальных классах, всегда уделяется так много внимания.

Автор подчеркивает, что маленьким школьникам, начинающим овладевать письменной речью, приходится постигать обе группы правил. Первые, конечно, одолеваются легче, именно они находятся в центре внимания в период обучения грамоте. Вторые осваиваются на протяжении всего изучения курса русского языка, но важные шаги в этом направлении должны быть сделаны тоже еще в период обучения грамоте.

Составной частью орфографической работы на этом этапе является изучение нескольких орфографических правил. Традиционно изучаются следующие:

оформление границ предложений;

раздельное написание слов;

большая буква в именах и фамилиях, в кличках животных и других собственных именах;

написание букв и, а, у в сочетаниях ЖИ — ШИ, ЧА— ЩА, ЧУ — ЩУ;

правила переноса.

Орфографическую ошибку нельзя обнаружить на слух, ее можно только увидеть. При существенном различии графических и орфографических ошибок у них есть общее следствие: они мешают (в большей или меньшей степени) восприятию письменного сообщения, так как затрудняют его понимание. Чтобы еще раз убедиться в этом, попробуйте сами прочитать приведенную ниже фразу и оцените быстроту и легкость «извлечения смысла»: «Упрердыньэтплхопагды .» («У природы нет плохой погоды .»).

Какова особенность орфографического навыка?

«Орфографическая слепота», неумение обнаруживать «ошибкоопасные» (выражение Г.Г. Граник и др.) места — одна из важнейших причин орфографических ошибок. Не замечая мест, где требуется применение правил, учащиеся, даже зная правила, естественно, не обращаются к ним и пишут наугад, часто неверно.

Какой принцип орфографии считается ведущим? Ответ обоснуйте.

В этот период ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к трудностям письма, то в дальнейшем восполнять пробел, наверстывать будет сложнее. Во-вторых, важно, чтобы школьники сначала узнали об «опасных» местах, научились их находить в словах, приучились ставить орфографические задачи, а уж потом приступили к знакомству с орфографическими правилами как способами решения этих задач. Следовательно, работу над орфографической зоркостью нужно начинать до изучения основной части орфографических правил, т.е. до 2-го класса. Большую же часть первого учебного года школьников составляет период обучения грамоте, а, как известно, чтобы появилось умение, нужно время на многократное повторение действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Географическое состояние подготовки к ЕНТ
С 2006 г. при определении содержания экзаменационной работы учитываются не только обязательные минимумы содержа­ния основного общего и среднего (пол­ного) общего образования по географии, но и тре­бования к подготовке выпускников, за­фиксированные в Федеральном компо­ненте государственных стандарто ...

Педставления умственно отсталого ребенка о природе
Ориентация дошкольного учреждения на общечеловече­ские ценности значительно меняет при­оритеты в воспитании, направляя основ­ное внимание на комплексное развитие личности ребенка. Одной из важнейших составляющих этого процесса является осознание ребенком законов окружающе­го мира природы и способах ...

Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе
Определяющим в отношении дошкольников к природе, согласно данным экологической психопедагогики (В. Ясвин, С. Дерябо), является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали, что у ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru