Методика обучения грамматике и морфемике

Образование и педагогика » Обучение русскому языку в начальной школе » Методика обучения грамматике и морфемике

Страница 5

Перечислите виды орфограмм, приведите примеры.

В период обучения грамоте и в дальнейшем на протяжении всего учебного года необходимо учить первоклассников прежде всего обнаруживать орфограммы, т.е. ставить перед собой орфографические задачи. Обучение же их решению — это цель работы на следующем этапе, в следующих классах.

Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ;

4) разделительные ь и ъ;

5) безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов);

6) звонкие и глухие согласные на конце слова;

7) пробел между предлогом и другим словом.

Какова значимость работы по формированию умения ставить орфографическую задачу?

Орфографическая зоркость, которая должна явиться результатом первого года обучения орфографии, понимание школьниками сущности главной орфографической проблемы нашего письма — необходимости выбора буквы для обозначения звука — вот в чём состоит психологическая и лингвистическая подготовка учащихся к более осознанному восприятию и применению орфографических правил.

Списывание с предварительным выполнением ряда вспомогательных, но очень важных операций. (Способ списывания разработан П.С. Жедек.) Этот вид упражнения как бы вбирает в себя два традиционных: списывание и письмо по памяти. Подробно технология проведения такого списывания представлена и объяснена в книге «Русский язык в начальных классах .», с. 145—150. Перечислим шаги и коротко подчеркнем главные достоинства приема. Шаги следующие:

прочитать слово или предложение, чтобы понять его и запомнить;

отметить «опасные места»;

прочитать вслух или шепотом так, как написано;

повторить, не глядя на запись, так, как было написано;

закрыть и писать, диктуя себе, вслух или шепотом, так, как было написано; отметить «опасные места»;

открыть, сверить, т.е. сравнить «опасные места» в записи на доске, в книге и у себя.

Конечно, процедура списывания оказывается довольно длительной и трудоемкой, но у нее неоспоримые преимущества перед традиционным аналогом. Эффективность такого списывания объясняется тем, что каждая его операция заключает в себе важный обучающий смысл. Так, вторая способствует становлению орфографической зоркости, третья, четвертая и пятая — развитию орфографической памяти; последняя — развитию самоконтроля. Данная технология списывания обеспечивает активное включение всех видов памяти (зрительной, слуховой, артикуляционной, моторной), что позволяет использовать этот прием, как для успешного запоминания орфографического облика конкретных слов, так и для развития орфографической памяти в целом. Вот почему списыванию, осуществляемому по данной системе, должно уделяться особенно серьезное внимание на первых этапах орфографической работы. В идеале любое списывание в 1-м классе целесообразно проводить так, а не иначе — это поможет учащимся начать осваивать элементы грамотного письма еще до изучения правил.

Если мы хотим, чтобы восприятие любого правила было не механическим, а осознанным, нужно его введение мотивировать. Для первых трех из названных правил может быть использован один и тот же методический прием: наблюдение над устной речью — над границами предложений, над значениями и смысловыми различиями слов — с последующим вопросом: как же это передать при письме. Например, как письменную речь разделить на «кусочки», которые мы слышим? Как дать понять читающему, что [хвостылапа] — это не новая открытая учеными часть тела животных, а два названия (хвост, лапа), соединенные третьим словом и? Как показать при письме, о чем идет речь в предложении: «У меня есть шарик (Шарик)»? и т.п. Такими вопросами создаются проблемные ситуации, которые делают для детей убедительным как возникновение правила, так и необходимость узнать его.

Задание 6. Изучите классификации ошибок по учебнику М.Р. Львова, нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Проверьте диктант учащихся (3-4 разных по грамотности работы), ошибки охарактеризуйте, работы оцените, отметку обоснуйте

В работах Т. А. Ладыженской отмечается, что «для практики обучения языку представляется целесообразным подойти к классификации речевых ошибок и недочетов с позиции современной лингвистики, различающей строй языка (систему языковых единиц) и употребление языковых средств в речи». В связи с этим Т.А. Ладыженская выделяет две большие группы ошибок:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Методы обучения
Методы обучения – это методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создать классификатор методов обучения. Существуют различные типологии этого процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения зна ...

Школьная психодиагностика
Предметом школьной психодиагностики как теоретической дисциплины выступает разработка принципов методов и процедур постановки психологического диагноза, а ее предметом как экспериментально-практической деятельности является психологический диагноз. В школьной психодиагностике диагноз употребляется ...

Функции пейзажной живописи в педагогическом процессе
Пейзажная живопись является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и осуществляет специфические функции. Познавательная функция. Знакомя детей с пейзажными произведениями, воспитатель раскрывает перед ними картины окружающего мира: быт, труд людей. При этом не ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru