Обучение ознакомительному и изучающему чтению текстов лингвострановедческого содержания

Образование и педагогика » Формирование навыков и умений чтения на основе текстов лингвострановедческой тематики » Обучение ознакомительному и изучающему чтению текстов лингвострановедческого содержания

Страница 2

Подводя итог изложенному, подчеркнем еще раз, что основная функция текста в учебном процессе — обучение чтению, причем всегда его конкретному виду. Другими словами, текст выступает как объект деятельности учащегося, результатом которой является его смысловое восприятие — понимание. Этот результат оценивается по следующим параметрам: правильность интерпретации коммуникативной задачи автора текста, адекватность степени полноты и точности понимания информации текста поставленной цели.

В основе всех трех видов чтения лежат общие/основные умения, которыми читающий пользуется во всех ситуациях. Одни из них связаны с пониманием содержания, другие — с его осмыслением и переработкой. Например:

уметь выделять в тексте основную мысль (наиболее важные факты, цифровые данные и т.д.);

обобщать прочитанное, отделять главное от второстепенного, новое от известного;

соотносить между собой отдельные части текста, устанавливать связь между ними; группировать основные факты/события каждого смыслового куска;

формировать суждение относительно замысла текста и его дальнейшего развития;

уточнять понимание содержания с помощью анализа (при изучающем чтении) и синтеза (при ознакомительном и поисковом чтении);

восстанавливать пробелы в понимании;

использовать функции строевых слов;

оценивать и интерпретировать содержание;

понимать и оценивать национально-культурную специфику страны изучаемого языка;

обращаться к собственному опыту чтения, в том числе и народном языке.

Основные компоненты чтения — текст, задание перед чтением и контроль понимания — должны соответствовать конкретному виду чтения.

Упражнения, предшествующие всем видам чтения:

на основе ключевых слов (предваряющих вопросов, плана, иллюстраций) сделать предположение о содержании текста;

предварять чтение изучением схем, таблиц, терминов и т.д.;

опираться на предваряющую чтение беседу учителя (что вы знаете/помните о .);

прослушивать перед чтением фонозапись о том же событии но в описании другого автора (например, репортаж);

предварительно изучить текст на аналогичную тему с целью повторения лексики и необходимых выражений (для быстрых видов чтения).

Обучение ознакомительному чтению

Ознакомительное чтение. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении. На первом этапе обучения желательно выбирать для этой цели тексты, не содержащие какого-либо нового языкового материала, на втором — постепенно увеличивать его количество, но не превышать указанного предела, на третьем - использовать любой оригинальный текст, жанр которого это допускает.

Чтение надо периодически сопровождать заданиями по его ускорению. При ознакомительном чтении текст читается один раз и целиком или большая его часть, законченная в смысловом отношении.

При подготовке к проведению ознакомительного чтения преподаватель прежде всего намечает объекты контроля, выделяя для этого все те факты (основные и второстепенные), которые обеспечивают понимание основного содержания. Затем он выбирает способ контроля и решает, какой должна быть формулировка задания. В дальнейшем, независимо от избранного способа контроля, проверяется понимание только намеченных заранее фактов. Не следует забывать, что при этом виде чтения проверяется понимание лишь основного содержания текста.

Пересказ как способ проверки понимания при ознакомительном чтении можно использовать только тогда, когда текст достаточно длинный (это исключает возможность выучивания текста наизусть). В этом случае следует требовать изложения только основных фактов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Диагностика исходного уровня развития связной речи в ходе устного пересказа
Целью экспериментального исследования являлась разработка и апробация методики обучения пересказу как средства развития устной речи детей младшего школьного возраста. База исследования: прогимназия № 62 г. Новокузнецка, 2 "А" и "Б" классы. В каждом классе диагностировано по 12 д ...

Типовые различия в характеристиках компонентов математических способностей
Существование различных типов математических складов ума есть следствие не только индивидуальных и типовых психологических различий между людьми, но и следствие различных требований, которые предъявляют человеку разные разделы математики. Эксперименты на ребятах от 11 до 14 лет показали, что в зави ...

Коррекция речевого развития в работе с дошкольниками с РДА
Психологическая диагностика аутичных детей ни в коей мере, не должна сводиться к оценке умственных способностей: «Данные об интеллектуальном развитии должны быть рассмотрены, только в контексте особенностей его общего психического развития. В центре внимания должны находиться интересы ребенка, уров ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru