Обучение ознакомительному и изучающему чтению текстов лингвострановедческого содержания

Образование и педагогика » Формирование навыков и умений чтения на основе текстов лингвострановедческой тематики » Обучение ознакомительному и изучающему чтению текстов лингвострановедческого содержания

Страница 4

Практически для изучающего чтения подходит любой текст, но предпочтение следует отдавать таким, на чтение которых не жаль затраченного времени и сил. Другими словами, к ним более, чем к каким-либо иным текстам, предъявляется требование познавательной ценности, информативной значимости. Подбираются наиболее трудные для данного этапа обучения тексты, трудные и в содержательном и в языковом отношении.

Изучающее чтение сначала проводится только на занятии, под руководством преподавателя.

Как отмечалось, целью изучающего чтения является полное и точное понимание всей информации, что требует иногда двух- и даже трехкратного обращения к тексту. Работа с конкретным текстом обычно распределяется между двумя занятиями, которые строятся по-разному. Если для изучающего чтения используется целый текст, то на первом занятии учащиеся его бегло просматривают (за 2—5 минут) и определяют его тему и характер (первое чтение — просмотр). После этого они получают домашнее задание: внимательно прочитать текст, чтобы точно понять его содержание (повторное чтение — изучающее, самостоятельное). На втором занятии преподаватель проверяет понимание прочитанного; это может сопровождаться перечитыванием отдельных мест. Если для изучающего чтения предназначается отрывок из длинного текста, то домашним заданием к первому занятию является самостоятельное ознакомительное чтение всего текста.

На втором занятии проверяется понимание уже только этого отрывка, но в рамках изучающего чтения.

В обоих случаях проверка понимания обязательно заканчивается обсуждением вопросов, связанных с оценкой позиции автора, степени убедительности его выводов, новизны приводимых фактов. В заключение можно рекомендовать учащимся еще раз быстро прочитать текст, чтобы убедиться, что все понятно.

В качестве средства контроля понимания при изучающем чтении чаще всего используется перевод текста на родной язык. В данном случае его можно рассматривать и как способ самоконтроля для учащегося - способ определить, насколько он понял текст.

Условия успешности обучения:

медленный вид чтения про себя без ограничения времени;

перечитывание с решением новых задач;

перевод на родной язык всего текста или его фрагментов;

чтение первоначально облегченных текстов, затем трудных (поучительных в смысле подхода к работе над незнакомым материалом);

самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю.

Умения, лежащие в основе данного вида чтения:

определять важность (значимость, достоверность) информации;

полно и точно понимать содержание текста;

делать перифраз/толкование трудных для понимания слов/ предложений;

раскрывать причинно-следственные связи;

предвосхищать дальнейшее развитие событий/действий;

составлять план, схемы, таблицы;

ставить вопросы к основной и второстепенной информации;

отделять объективную информацию от субъективной, т. е. факты от рассуждений;

выявлять имплицитную информацию;

понимать содержание, опираясь на фоновые знания/широкий контекст, на экстралингвистический аппарат текста и шрифтовые выделения;

переводить текст полностью или выборочно (устно или письменно).

3. Упражнения для обучения изучающему чтению:

распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;

назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение;

добавьте факты, не меняя структуру текста;

найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации;

составьте аннотацию/реферат;

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Географическое состояние подготовки к ЕНТ
С 2006 г. при определении содержания экзаменационной работы учитываются не только обязательные минимумы содержа­ния основного общего и среднего (пол­ного) общего образования по географии, но и тре­бования к подготовке выпускников, за­фиксированные в Федеральном компо­ненте государственных стандарто ...

Роль воспитателя в организации подвижных игр, физкультурных занятий, утренней гимнастики
Задача воспитателя при проведении работы по физическому воспитанию детей заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных ...

Интенсивная школа, какая она
Что такое «Интенсивная школа» Поискав точное определение термина «Интенсивная школа», я выделил для себя три, более внятных формулировки. Интенсивная школа – это процесс обучения и получения новых знаний и практик за короткий промежуток времени. Интенсивная школа – это дополнительная возможность са ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru