Обучение ознакомительному и изучающему чтению текстов лингвострановедческого содержания

Образование и педагогика » Формирование навыков и умений чтения на основе текстов лингвострановедческой тематики » Обучение ознакомительному и изучающему чтению текстов лингвострановедческого содержания

Страница 3

При ознакомительном чтении, как уже отмечалось, текст следует читать один раз, как это имеет место на родном языке. В отдельных случаях возможно его повторное чтение, однако при этом учащимся обязательно должна быть дана другая установка.

Учебных задач повторного чтения может быть две: увеличение скорости чтения и развитие приемов поискового чтения и просмотра. Для этого на занятии используются различные задания, требующие нахождения в тексте той или иной информации.

Практика преподавания показывает, что иногда ознакомительное чтение рассматривается как первый этап работы по изучающему чтению. С этим никак нельзя согласиться — эти два вида чтения различны по своим целям, их достижение требует приемов, которые в известной мере противоположны. Поэтому, заставляя учащихся упражняться в одном виде чтения, нельзя развить другого, не говоря уже о том, что такое использование текста превращает его в упражнение, а не является практикой в речевой деятельности.

Условия, определяющие успешность обучения:

проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);

организация как одноразового чтения про себя;

проверка понимания основной информации;

исключение перевода на родной язык, так как «перевод противоречит природе ознакомительного чтения».

Умения, лежащие в основе данного вида чтения:

прогнозировать содержание по заголовку/вступлению, зрительной наглядности;

определять главную мысль;

отделять основную информацию от второстепенной, фактическую от гипотетической;

использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания;

устанавливать логическую/хронологическую связь фактов и событий;

обобщать данные, изложенные в тексте; делать выводы из прочитанного;

выписывать из текста наиболее значимую информацию с целью использования ее в других видах деятельности (в проектной работе, в коммуникативной игре и т.д.);

классифицировать/группировать информацию по определенному признаку;

оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тексте фактов и др.

Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;

расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;

выберите правильный ответ из 3—4 вариантов (multiple choice);

найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

составьте план текста;

найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;

подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;

просмотрите текст и озаглавьте его;

перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;

передайте содержание текста в устной/письменной форме;

составьте выводы на основе прочитанного;

назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;

укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;

прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);

на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/ схему;

выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

Обучение изучающему чтению

Изучающее чтение. Работало развитию изучающего чтения начинается и ведется параллельно с ознакомительным. Это необходимо для того, чтобы студенты ощутили различия между ними. Для его развития на начальном этапе студентам предлагаются небольшие тексты или отрывки; на старших этапах величина текстов увеличивается; на третьем этапе желательно, чтобы студенты сами выбирали отрывок из статьи по специальности, который они считают нужным для точного понимания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Компоненты навыка чтения и их взаимосвязь
Чтение – это сформировавшееся действие, навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно-своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. «В предыдущей ступени накап ...

Место и роль жанров пересказа в системе высказываний на школьном уроке
Как следует из различных источников, основной формой речевого взаимодействия в ходе учебного процесса является осмысленное оперирование текстами, так как в процессе обучения в школе осуществляется восприятие текста учителя (например, при объяснении нового материала); обмен устными текстами между уч ...

Сравнительная характеристика учебников по математике для 2 класса Л.Г. Петерсон и М.И. Моро
Сравнение учебников проводится на основе выявления сходства различия темы умножения и деления на 2 и 3. Главная задача при изучении умножения и деления на 2 и 3, уроков математики по учебнику М.И. Моро (с. 68—85), — составить вместе с детьми таблицы умножения и деления, выполнить различные упражнен ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru