При ознакомительном чтении, как уже отмечалось, текст следует читать один раз, как это имеет место на родном языке. В отдельных случаях возможно его повторное чтение, однако при этом учащимся обязательно должна быть дана другая установка.
Учебных задач повторного чтения может быть две: увеличение скорости чтения и развитие приемов поискового чтения и просмотра. Для этого на занятии используются различные задания, требующие нахождения в тексте той или иной информации.
Практика преподавания показывает, что иногда ознакомительное чтение рассматривается как первый этап работы по изучающему чтению. С этим никак нельзя согласиться — эти два вида чтения различны по своим целям, их достижение требует приемов, которые в известной мере противоположны. Поэтому, заставляя учащихся упражняться в одном виде чтения, нельзя развить другого, не говоря уже о том, что такое использование текста превращает его в упражнение, а не является практикой в речевой деятельности.
Условия, определяющие успешность обучения:
проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);
организация как одноразового чтения про себя;
проверка понимания основной информации;
исключение перевода на родной язык, так как «перевод противоречит природе ознакомительного чтения».
Умения, лежащие в основе данного вида чтения:
прогнозировать содержание по заголовку/вступлению, зрительной наглядности;
определять главную мысль;
отделять основную информацию от второстепенной, фактическую от гипотетической;
использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания;
устанавливать логическую/хронологическую связь фактов и событий;
обобщать данные, изложенные в тексте; делать выводы из прочитанного;
выписывать из текста наиболее значимую информацию с целью использования ее в других видах деятельности (в проектной работе, в коммуникативной игре и т.д.);
классифицировать/группировать информацию по определенному признаку;
оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тексте фактов и др.
Упражнения для обучения ознакомительному чтению:
прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;
расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;
выберите правильный ответ из 3—4 вариантов (multiple choice);
найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;
составьте план текста;
найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;
подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;
просмотрите текст и озаглавьте его;
перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;
составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;
передайте содержание текста в устной/письменной форме;
составьте выводы на основе прочитанного;
назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;
укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;
прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);
на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/ схему;
выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.
Обучение изучающему чтению
Изучающее чтение. Работало развитию изучающего чтения начинается и ведется параллельно с ознакомительным. Это необходимо для того, чтобы студенты ощутили различия между ними. Для его развития на начальном этапе студентам предлагаются небольшие тексты или отрывки; на старших этапах величина текстов увеличивается; на третьем этапе желательно, чтобы студенты сами выбирали отрывок из статьи по специальности, который они считают нужным для точного понимания.
Информация по педагогике:
Компоненты навыка чтения и их взаимосвязь
Чтение – это сформировавшееся действие, навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно-своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. «В предыдущей ступени накап ...
Место и роль жанров пересказа в системе высказываний
на школьном уроке
Как следует из различных источников, основной формой речевого взаимодействия в ходе учебного процесса является осмысленное оперирование текстами, так как в процессе обучения в школе осуществляется восприятие текста учителя (например, при объяснении нового материала); обмен устными текстами между уч ...
Сравнительная характеристика учебников по математике для 2 класса Л.Г.
Петерсон и М.И. Моро
Сравнение учебников проводится на основе выявления сходства различия темы умножения и деления на 2 и 3. Главная задача при изучении умножения и деления на 2 и 3, уроков математики по учебнику М.И. Моро (с. 68—85), — составить вместе с детьми таблицы умножения и деления, выполнить различные упражнен ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.