Обучение ознакомительному и изучающему чтению текстов лингвострановедческого содержания

Образование и педагогика » Формирование навыков и умений чтения на основе текстов лингвострановедческой тематики » Обучение ознакомительному и изучающему чтению текстов лингвострановедческого содержания

Страница 3

При ознакомительном чтении, как уже отмечалось, текст следует читать один раз, как это имеет место на родном языке. В отдельных случаях возможно его повторное чтение, однако при этом учащимся обязательно должна быть дана другая установка.

Учебных задач повторного чтения может быть две: увеличение скорости чтения и развитие приемов поискового чтения и просмотра. Для этого на занятии используются различные задания, требующие нахождения в тексте той или иной информации.

Практика преподавания показывает, что иногда ознакомительное чтение рассматривается как первый этап работы по изучающему чтению. С этим никак нельзя согласиться — эти два вида чтения различны по своим целям, их достижение требует приемов, которые в известной мере противоположны. Поэтому, заставляя учащихся упражняться в одном виде чтения, нельзя развить другого, не говоря уже о том, что такое использование текста превращает его в упражнение, а не является практикой в речевой деятельности.

Условия, определяющие успешность обучения:

проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);

организация как одноразового чтения про себя;

проверка понимания основной информации;

исключение перевода на родной язык, так как «перевод противоречит природе ознакомительного чтения».

Умения, лежащие в основе данного вида чтения:

прогнозировать содержание по заголовку/вступлению, зрительной наглядности;

определять главную мысль;

отделять основную информацию от второстепенной, фактическую от гипотетической;

использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания;

устанавливать логическую/хронологическую связь фактов и событий;

обобщать данные, изложенные в тексте; делать выводы из прочитанного;

выписывать из текста наиболее значимую информацию с целью использования ее в других видах деятельности (в проектной работе, в коммуникативной игре и т.д.);

классифицировать/группировать информацию по определенному признаку;

оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тексте фактов и др.

Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;

расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;

выберите правильный ответ из 3—4 вариантов (multiple choice);

найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

составьте план текста;

найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;

подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;

просмотрите текст и озаглавьте его;

перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;

передайте содержание текста в устной/письменной форме;

составьте выводы на основе прочитанного;

назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;

укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;

прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);

на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/ схему;

выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

Обучение изучающему чтению

Изучающее чтение. Работало развитию изучающего чтения начинается и ведется параллельно с ознакомительным. Это необходимо для того, чтобы студенты ощутили различия между ними. Для его развития на начальном этапе студентам предлагаются небольшие тексты или отрывки; на старших этапах величина текстов увеличивается; на третьем этапе желательно, чтобы студенты сами выбирали отрывок из статьи по специальности, который они считают нужным для точного понимания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Основные направления деятельности
Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем ж ...

Основные задачи воспитания детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях, а так же воспитание у них нравственных чувств
Педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании человека. Воспитание является основным педагогическим понятием. В процессе воспитания про­исходит преемственность общественно-исторического опыта от поколения к поколению. Воспитание — это целенаправленное руковод­ство духовным развитием ч ...

Подвижные игры детей среднего школьного возраста
У детей 10-11 лет развиваются способности к отвлеченному мышлению, сознательному контролю за движениями. Дальнейшее развитие речи детей позволяет им лучше ориентироваться в более сложных подвижных играх. Дети сами договариваются, как будут играть, согласованно распределяют между собой роли, с больш ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru