Психофизиологические основы формирования оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников

Образование и педагогика » Оздоровительное физическое воспитания дошкольников » Психофизиологические основы формирования оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников

Страница 1

Согласно классической педагогической периодизации, заложенной в структуре отечественных образовательных учреждений, к младшему дошкольному возрасту относят определенную возрастную ступень физического и психического развития детей от 2 до 4лет .

Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения в течение индивидуальной жизни человека комплекса морфофункциональных свойств, а также связанных с ними физических способностей.

На физическое развитие человека оказывают влияние внутренние (наследственность, заболевания) и внешние, (условия жизни, питания, труда, система физического воспитания, географическая среда, природные условия) факторы.

Третий год жизни малыша - завершающий период раннего детства. Он

имеет свои, только этому году присущие, возрастные особенности. В этот период замедляется интенсивность физического развития, столь характерная для первых двух лет. За счет ускоренного роста рук и особенно ног изменяются пропорции тела. Меняется осанка, дети становятся стройнее. У них четче выражена мускулатура; в результате развития мелких мышц кистей и пальцев, совершенствуется точность движений. Хрящевая ткань усиленно заменяется костной. Интенсивно растут кости черепа, кистей и стоп. Но интенсивность роста в длину снижается, однако возможны индивидуальные колебания. В: среднем за год масса тела возрастает на 2 кг, длина тела увеличивается на 7-8 см. К 3 годам масса тела ребенка достигает, как правило, 14,8-15,0 кг, длина тела 95-96 см, окружность грудной клетки 52 см.

На третьем году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов тотальных размеров тела уменьшаются.

В возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается ускоренное развитие физических качеств, связанное с расширением объема движений. Это первый критический период в развитии двигательной функции.

Младший дошкольный возраст - это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел ребенок на предыдущих этапах. Более координированными становятся движения рук и ног, исчезают лишние движения, которые ребенок делал раньше. В этом возрасте дети овладевают, всеми видами основных движений таких, как ходьба, бег, лазание, метание, бросание, прыжки.

В 3-летнем и 4-летнем возрасте ребенок овладевает основными навыками бега. К 4-летнему возрасту в элементах быстрой ходьбы ребенка, которые большинство ошибочно принимают за беговые, появляется фаза полета и превращается в бег. В то же время формируются правильно координированные движения рук при ходьбе и беге, а в семь лет почти все дети овладевают правильной координацией движений рук и ног, при которой движение вперед правой ноги сопровождается отведением правой руки назад и выведением левой вперед. Деятельность ребенка третьего года жизни сложнее и разнообразнее. Ребенок много двигается, движения его более координированные, он становится ловким, разнообразно действует с сюжетными игрушками, подолгу рассматривает книги, картинки .

Двигательный режим в детском саду складывается, из организованной и самостоятельной: двигательной деятельности. Самостоятельное движение детей во всех группах должны составлять не менее -2/3 из общей двигательной активности. Критериями оценки двигательной активности являются: объем движений, содержание (разнообразие движений, форм и видов двигательной деятельности) .

М.А. Рунова выявляет три уровня двигательной активности:

1. Высокий уровень двигательной активности (чрезмерно подвижные дети).

Повышена психомоторная возбудимость. Как правило, эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движения. Нередко у них наблюдается неблагоприятные реакции сердечнососудистой системы на физические нагрузки, проявляемые в замедленном восстановлении ЧСС после выполнения физических упражнений.

2. Средний, уровень двигательной активности (благоприятный уровень), дети имеют оптимальный уровень двигательной подготовки и развития физических качеств. Им свойственно уравновешенное поведение, сочетающееся с высоким эмоциональным тонусом, умение сосредотачиваться и быть внимательным при выполнении двигательных заданий. Реакция ССС на физические нагрузки протекает по благоприятному типу.

3. Низкий уровень - малоподвижные дети. Отставания показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость. Не выявляются какие-либо закономерные изменениям реакциях сердечнососудистой системы на физическую нагрузку.

В 3-летнем и 4-летнем возрасте ребенок овладевает основными навыками бега.

Понятием «двигательный тип», как одним из параметров двигательной активности ребенка дошкольного возраста, пользуется в своей работе М.Л. Лазарев. Автор считает, что каждый ребенок обладает своим типом двигательной активности. Не выявление этого типа и навязывание несвойственного типа движения, по мнению автора, приводит к тому, что у ребенка возникает неприязнь к этому движению, а часто ик двигательной активности вообще. Увеличение количества физкультурных занятий, которые не являются для ребенка необходимой психоэмоциональной разрядкой, и не совпадают, не соответствуют его типу двигательной активности, может привести к резко отрицательным результатам.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Разработка перспективно-тематического плана
Подготовительная работа преподавателя включает два основных этапа: перспективная подготовка - к учебному году, теме и текущая - к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного пр ...

Основные проблемы, связанные с компьютерным обучением
Бурное развитие компьютерных технологий за последние несколько лет, а также интенсивное их использование в учебном процессе привели к кардинальным изменениям в системе образования. Эти изменения затронули структуру системы образования, методологию и технологию процесса обучения во всех звеньях. К с ...

Преимущества дистанционного обучения
Как отмечают авторы статей, бесспорными преимуществами дистанцион­ного обучения являются: 1. более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравне­нию с вечерней и заочными формами об­учения при более низкой стоимости образователь­ных услуг; 2. сокращение сроков об­учения; 3. возможност ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru