Принципы управления

Страница 1

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления, под которыми понимаются основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности. Принципы управления – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Принципы объективны, носят закономерный характер, отражают закономерности развития отношений управления, связаны по цепочке: законы – закономерности – опыт управления – принципы. При этом следует учитывать, что одна закономерность (закон) может порождать множество принципов управления, и, наоборот, ряд закономерностей (законов) может концентрироваться в одном принципе управления.

Отличие принципов от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания.

Принципы управления формируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления.

Основателем классической школы управления считается Анри Файоль, который внес огромный вклад в науку управления. Не случайно американцы называют А.Файоля отцом менеджмента. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. А.Файоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал 14 строго обязательных принципов управления (таблица 1), которые изложил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.).

Принципы классической системы управления получили развития в современных «школах управления» как основополагающие принципы менеджмента. Многие из принципов А.Файоля до сих пор практически полезны.

Таблица 1 - Принципы управления по А.Файолю

Принцип

Содержание принципа

Разделение труда

Специализация работ для эффективного использования труда работающего

Полномочия и ответственность

Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы

Дисциплина

Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины

Единоначалие

Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником

Единство действий

Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану

Подчиненность личных интересов

Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами

Вознаграждение

Получение работниками справедливого вознаграждения за работу

Централизация

Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией

Скалярная цепь

Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников")

Порядок

Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте

Справедливость

Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи

Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу

Инициатива

Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ

Корпоративный дух

Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила)

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Роль отца в развитии ребенка
В предшествующие десятилетия преобладало мнение, что материнской заботы для формирования адаптивного поведения ребенка достаточно. Нежность, доброта, самоотверженная забота о ребенке, проявляемые отцом, рассматривались лишь как имитация женского поведения и необязательные для воспитания ребенка. В ...

Экспериментальное исследование влияния позиции педагога на развитие детского коллектива
В главе 1 представлены теоретический анализ проблемы профессиональной позиции педагога в педагогической литературе, а также развитие детского коллектива, роль педагога в развитии детского коллектива. Исследование влияния позиции педагога на развитие детского коллектива осуществлялось в три этапа: 1 ...

Профессионально-педагогическая культура педагога профессионального обучения
Сущность профессионально-педагогической культуры Для того чтобы определить сущность понятия «профессионально-педагогическая культура», целесообразно рассмотреть такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Профессиональная деятельность как социально-культурное явление ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru