Принципы управления

Страница 2

В настоящее время существует множество принципов управления, отражающих совокупные требования законов и соответствующих разным парадигмам, сферам, условиям и уровням управления. Как отметил А.Файоль, «дело не в недостатке или избытке принципов, а в том, что надо уметь ими оперировать». Выделяют общие принципы управления, которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой.

Общие принципы управления - это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности.

В научной литературе можно обнаружить большой перечень общих принципов управления. Например, к ним принято относить следующие: принцип демократического централизма, единства политического и хозяйственного руководства, планового ведения хозяйства, материального и морального стимулирования, научности управления, ответственности, правильного подбора и расстановки кадров. Также выделяют: принцип обратной связи, принцип преобразования информации, принцип целенаправленности, принцип перспективности, принцип оптимальности.

Ведущий принцип – сочетание централизации и децентрализации управления. Централизация предполагает концентрирование полномочий в высших органах управления организаций. Децентрализация — это передача полномочий руководителя организации низовым уровням. Эти процессы должны сочетаться оптимально, в зависимости от условий.

Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении, который означает, что каждый работник отвечает за свой участок работы и за принятие на своем уровне решения. Всю полноту ответственности несет одно лицо – директор, который привлекает к выработке управленческих решений руководителей разного уровня и конкретных исполнителей. Этим достигается большая объективность и обоснованность принимаемых решений.

Принцип научной обоснованности, означающий, что управление должно осуществляться на научной основе.

Принцип плановости, означающий, что деятельность организации должна планироваться. Предполагает сознательное и целенаправленное управленческое воздействие на организацию с учетом методологии системного подхода в управлении.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, при котором каждый работник несет ответственность только в рамках установленных ему полномочий, т.к. нет полномочий (т.е. прав) без ответственности, и наоборот.

Принцип демократизации управления исходит из того, что на современном уровне исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием, квалификацией и культурой. Привлечение персонала к управлению усиливает рассматриваемый принцип.

Принцип иерархичности организационной структуры и обратной связи. Предусматривает формирование (трансформацию) организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

Мотивирование и стимулирование труда. Предполагает создание условий, стимулирующих труд работника, способствующих удовлетворению его потребностей. Это один из основополагающих принципов менеджмента.

Кроме того, наряду с общими принципами, следует учитывать необходимость выделения частных принципов, соблюдение которых позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специфики. Например, выделяют принципы:

- планирования (научность, комплексность, реальность, целенаправленность, конкретность, экономичность и др.);

- контроля (систематичность, объективность, эффективность и т.п.);

- в производстве, социальной сфере, культуре, образовании и т.п., например, в управлении образовательной деятельностью приоритетны:

- образовательные задачи (перед другими);

- гуманизация образовательной деятельности;

- самосовершенствование;

- социальная справедливость;

- индивидуальный подход;

- взаимодействие обучаемых и обучающих и другие.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Обучение монологической речи на уроках иностранного языка в 5-6 классах
Проанализировав Федеральный компонент государственного стандарта по иностранному языку, мы выяснили, что целью обучения монологической речи для начальной школы является составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание ...

Требования к речи учащихся
Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Во-первых, это требование содержательности. Рассказ или сочинение должны быть пост ...

Площадь треугольника
Существует несколько формул для вычисления площади треугольника. Рассмотрим те, что изучаются в школе. Первая формула вытекает из формулы площади параллелограмма и предлагается учащимся в виде теоремы: площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту. Доказательство: пусть S ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru