Объект педагогической коррекции - это отдельные сферы личности детей, подвергающиеся изменению, а предмет коррекции - та психическая реальность, на которую направлено коррекционное воздействие.
Содержание коррекционной работы с детьми чаще всего связано со следующей группой трудностей:
Несоответствие уровня психического (умственного развития ребенка в возрастной норме как общей, так и парциальной форме).
Неготовность к школьному обучению. Неуспеваемость. Низкая познавательная и учебная мотивации.
Негативные тенденции личностного развития. Коммуникативные проблемы.
Неорганизованность поведения, низкий уровень произвольной регуляции.
Эмоциональные нарушения поведения.
Дезадаптация в детском саду, школе, семье.
Способы коррекции
Коррекция умственного развития:
развитие восприятия, сенсорных способностей;
развитие наглядно-образного (наглядно-действенного) мышления;
развитие начальных функций произвольного внимания и памяти;
развитие речи (в рамках логопедической помощи);
развитие познавательной мотивации
Коррекция готовности ребенка к обучению:
коррекция внутренней позиции ребенка;
формирование общей успеваемости (положительная мотивация познавательные процессы, самоконтроль, самооценка);
коррекция мелкой моторики и пространственной ориентации (письмо);
речевая коррекция (чтение);
коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п. (математика).
Коррекция личностного развития:
1. Коммуникативные проблемы (трудности общения) в семье: с родителями, родственниками; вне семьи: со сверстниками, воспитателями, учителями.
В первом случае:
разъяснительная коррекционная работа с родителями и педагогами, исправленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания:
родительский тренинг (повышение родительской компетентности);
тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности);
коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);
организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность).
Во втором случае:
коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений);
игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда);
статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);
социальная терапия (изменения отношения группы и ребенку благодаря устойчивой высокой оценке значимого взрослого).
2. Проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоциональной напряженности, пассивности, конформизм:
психогимнастика;
холдинг-терапия;
арттерапия;
психодрама и другие формы.
Информация по педагогике:
Обучение решению задач-головоломок детей дошкольного возраста
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математик ...
Понятия о методах физического воспитания
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является оптимальное развитие физических качеств человека. К ним относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Методов и особенно различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так мно ...
Особенности выявления предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного
возраста
Данные проведенного обследования детей с целью выявления предпосылок дисграфии сведены в таблицы 2-8. В процессе обработки полученных данных подсчитывается количество баллов, полученных за каждое задание. Поскольку не все задания содержат одинаковое количество проб, то полученное значение мало инфо ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.