Понятие культурологического развития детей, его связь с другими сторонами воспитания

Образование и педагогика » Культурологическое развитие дошкольников посредством пейзажной живописи » Понятие культурологического развития детей, его связь с другими сторонами воспитания

Страница 2

Понимание культуры как формирование и реализация сущностных сил че­ловека в процессе его социальной деятельности, как изменение человека, ста­новление его творческой самодеятельности отражено в работах В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова и В.М. Межуева. Культуру В.М. Межуев опре­деляет как деятельность и саморазвитие человека: «Культура представляет собой деятельностно - практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно и социально детерминированного деятель­ного существования».

Ю.Б. Борев трактует культуру во взаимосвязи с понятиями «цивилизация», «искусство», где культуру определяет как деятельность, а ее продукт считает социальной памятью человека, сохраненной посредством знаков и символов. «Культура – «вторая природа», рукотворная природа и процесс ее производства. Культура - средство организации социума, способ производства человеком са­мого себя как духовного существа, способ развития сущностных сил человека».

Существует взгляд на культуру как ценность, выполняющую межпоколен­ную трансмиссию. Согласно точке зрения Э.А.Орловой, культура фиксирует человечески - содержательный аспект общественных отношений, представлен­ный в процессе производства предметами, знаниями, символическими си­стемами, набором ценностей, способов деятельности и взаимодействий индивидов, механизмами организации и регуляции их связей с окружением. При таком подходе культура понимается как процесс, результат. Культура содержит человеческие ценности: нравственные, эстетические. В них в концентрированном виде проявляется опыт народа, поэтому ценности культуры определяют образ и стиль жизни людей, характер восприятия жизни, состав­ляют своеобразную мотивационную основу человеческого поведения.

В концепции культуры как специфического способа человеческой деятель­ности система ценностей рассматривается как очень важный компонент той универсальной технологии, благодаря которой осуществляется активность лю­дей в процессе функционирования и развития их общественной жизни. Э.В.Соколов отмечает и личную значимость культурных ценностей, направ­ляющих духовную и практическую деятельность человека: экспрессивную, адаптивную, защитную, познавательную и внутренней координации.

Л.С. Сысоева, изучая механизм взаимодействия личности с культурой, выде­ляет три, на ее взгляд, важных отношения: во-первых, личность усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия; во-вторых, она функцио­нирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей и, в-третьих, создает культуру, будучи субъектом культурного творчества. В зави­симости от того, какую культуру усваивает ребенок, и какие ценности он выра­жает, происходит и становление его личности. Феномен культуры, в понима­нии В.С. Библера, представлен как всеобщность духовного образа жизни. Поня­тие культуры трактуется в трех, переходящих друг в друга и обосновывающих друг друга, всеобщих определениях.

1. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различ­ных прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопорож­дения этих культур.

2. Культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте лично­стей, самодетерминации жизни, сознания, мышления, форма свободного ре­шения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей от­ветственности.

3. Культура - это изобретение «мира впервые», она как бы порождает мир, бытие предметов, людей, свое собственное бытие.

«Определение культуры как особой формы общения культур - это грань всеобщей логической идеи диалога логик. Определение культуры как феноме­на самодетерминации - это грань всеобщей идеи и трансдукции» (взаимоперехо­да и взаимообоснование логик). Идея культуры как «мира впервые» - это грань коренной всеобщей логической идеи логики парадоксов, идея логики начала ло­гики», - отмечает В.С. Библер.

Исходными теоретическими положениями в создании программ и техноло­гий развития дошкольников явилась взаимосвязь образование - культура - ис­кусство - личность. В.С. Библер утверждает, что бытие в культуре, общение в культуре есть общение и бытие на основе произведения, в идее произведения, что: «Только в произведениях культуры индивид может жить и развиваться и изменяться» через общение «разумение (актуализацию) всеобщего бытия: бытия мира, бытия людей, собственного бытия, - собственного события с миром и людьми». Общение через произведение является характерной чертой для куль­туры, где она реализует себя как культура, осуществляет общение индивидов как личностей.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Условия формирования исследовательской деятельности
Создание условий для исследовательской деятельности детей в условиях личностно-ориетированного образования представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов для достижения целей. При этом постановка проблемы может задаваться педагогом, а ее решения предлагаться р ...

Деятельность классного руководителя
Реализация модели классного руководителя XXI в. предполагает осуществление определенных задач, цели и содержания деятельности классного руководителя. Целью деятельности классного руководителя является организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства. Определяющим комп ...

Педагогические ценности учителя
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей – своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Педагогические ценности учител ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru