Анализ интеллектуальных умений умственно отсталых воспитанников в процессе осуществления заданий по ручному труду

Образование и педагогика » Коррекционно-воспитательное значение труда для умственного развития учащихся вспомогательной школы » Анализ интеллектуальных умений умственно отсталых воспитанников в процессе осуществления заданий по ручному труду

Страница 1

Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно- пространственная развивающая среда:

функциональные и ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций,

пособия и материалы для развития мелкой моторики,

кабинет труда должен быть оснащен по аналогии с домашними бытовыми условиями и разделен на зоны: учебную, кухонную, жилую. Каждая зона должна быть оснащена основным набором мебели, предметами и средствами домашнего обихода, бытовой техникой.

оборудование для занятий трудовой, изобразительной деятельностью и музыкой,

разнообразный материал техники арттерапии.

Известно, что на основе мотивации к труду, при создании благоприятных условий можно формировать навыки ручного труда .

Благоприятный, эмоциональный настрой детей вовремя занятий по труду, радость общения в труде, наслаждение испытываемое в процессе создания поделки, изготовленной для кого-то или для чего-то – очень важны для общего развития.

Целью констатирующего эксперимента было выявление состояния ручного труда как особого направления детской трудовой деятельности. Констатирующий эксперимент проводился в два этапа. В нем принимало участие 60 воспитанников.

На первом этапе выяснялось состояние основных компонентов ручного труда как деятельности: ориентировочного, исполнительного, контрольного. Эксперимент проводился индивидуально, каждому ребенку предъявлялось задание изготовить самостоятельно с опорой на образец две поделки из бумаги (открытка, флажок) и две - из природного материала (заяц, черепаха). Было предусмотрено оказание помощи по ходу выполнения задания. В протоколе эксперимента фиксировалось следующее: отношение к заданию, характер его выполнения (хаотичность, последовательность; наличие обращений к образцу, их содержание и продолжительность; формы речевой регуляции; длительность выполнения задания; уровень самостоятельности ребенка в достижении результата деятельности). Второй этап эксперимента был направлен на выявление особенностей состояния интеллектуальных умений детей, которые требуются для выполнения заданий по ручному труду, ориентировки в задании, планирования, самоконтроля. В протоколе эксперимента, проводившемся так же индивидуально с каждым ребенком, отмечалось, полнота и планомерность анализа образца в соотношении с точностью сложения композиции; полнота и последовательность планирования, их соответствие исполнительскими действиям; качество готового продукта в сравнении с образцом. На этом этапе эксперимента задание состояло в изготовлении аппликации дома по образцу.

В итоге проведенного констатирующего эксперимента нами был выявлен ряд особенностей. Вне всякого сомнения, у воспитанников специального детского дома к формируются личностные качества, проявляющиеся в их положительном отношении к труду, желании сотрудничать со взрослым. Их трудовую деятельность отличает умение осуществлять определенные трудовые усилия, направленность на результат.

Однако наличия положительных личностных качеств недостаточно для того, чтобы их самостоятельная деятельность протекала успешно. Это стало очевидным уже на первом этапе эксперимента. Большинство детей не справлялось с заданиями и нуждалось во вмешательстве взрослого, оказании им различных видов помощи. Были отмечены общие специфические черты, характеризующие в целом каждый компонент деятельности детей. Отмечался свернутый характер ориентировки, наличие в ней хаотичных действий, нецеленаправленного перебирания объектов, не носящего характера отбора нужных для предстоящей деятельности средств. Ориентировочная фаза деятельности не включала речи детей.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Определение понятия «самостоятельность»
В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца 18 в. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся — центральный в педагогической системе К.Д Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной р ...

Методические разработки по теме "ванадий и его соединения"
Тема. Ванадий. Цель: повторить и обобщить сведения о свойствах, способах получения и применении ванадия и его соединений. Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (приведена в электронном учебном пособии). Содержание урока соответствует части IV.9 электронного учебно ...

Педагогические традиции в обучении пересказу
Пересказ - на первый взгляд, несложное задание. Требуется прочитать текст, запомнить его содержание и рассказать своими словами (вариант задания "пересказ близко к тексту" подразумевает употребление некоторых наиболее ёмких и точных слов и выражений, использованных автором). Но, исходя из ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru