Анализ интеллектуальных умений умственно отсталых воспитанников в процессе осуществления заданий по ручному труду

Образование и педагогика » Коррекционно-воспитательное значение труда для умственного развития учащихся вспомогательной школы » Анализ интеллектуальных умений умственно отсталых воспитанников в процессе осуществления заданий по ручному труду

Страница 2

Дополнительные сведения о содержании ориентировки были получены в изменившихся условиях предъявления экспериментального задания, когда ребенок был поставлен перед необходимостью с помощью взрослого проанализировать и наметить ход предстоящего исполнения. Изучение интеллектуальных умений выявило скудость возникающих у детей на этапе предварительного ориентирования в задании представлений: неполноту и фрагментарность в создании образа будущего объекта, в складывании представлений о процессе его изготовления (таблица 1,2). Указанные особенности не позволяют ребенку в дальнейшем адекватно организовывать свои практические действия, осуществлять их самоконтроль.

В исполнительной фазе деятельности большинство детей не смогло организовать свои действия в определенной логике. Отмечалось использование нецеленаправленных проб, хаотический перебор вариантов, возврат к ранее выполненным действиям и их стереотипное повторение, застревания на отдельных операциях грубое нарушение способов их реализации.

Достаточно своеобразно представала и контрольная фаза деятельности. По существу в ней отсутствовало сопоставление результатов изготовления с образцом. Дефицитарность предварительного ориентирования отражалась на характере протекания контрольных действий, они сводились к случайным обращениям к образцу, которые носили исключительно зрительный характер сопоставления и не способствовали повышению качества деятельности. Готовый продукт, как правило, не сравнивался с образцом. Дети по преимуществу своих ошибок не замечали и были удовлетворены результатом. Выполненные ими поделки отличались грубыми нарушениями в передаче пространственных характеристик объекта, цвета частей изделия, его общей целостности.

Речь детей во время выполнения задания носила фиксирующий характер, крайне редко высказывания были развернутыми, не содержали информацию о его планировании, оценке, отношении к процессу деятельности и его результату.

Длительность выполнения заданий варьировалась от 12 минут (изготовление открытки и флажка из бумаги) до 28 минут (изготовление поделок из природного материала).

Таким образом, в результате констатирующего эксперимента нами было установлено, что в процессе ручного труда происходит недостаточное для успешного осуществления этой деятельности слияние умственных действий с практическими. Интеллектуальный потенциал, заложенный в данном виде продуктивной деятельности, в системе коррекционно развивающего обучения не используется, возможности для формирования мыслительных процессов, оказываются востребованными не в полной мере. В связи с этим была разработана модель обучения, суть которого заключалась в развитии интеллектуальных умений.

Страницы: 1 2 

Информация по педагогике:

Организационно-методические модели дистанционного образования
Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной з ...

Подбор, планирование игр по живой природе
Таблица 8 - Перспективный план по экологии Недели Вид деятельности I неделя Животный мир II неделя Дикие животные в лесу весной III неделя Домашние животные IV неделя Обобщение   Дни недели   пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб Занятие (ИЗО, лепка) Ежик ...

Методические рекомендации по использованию народных примет как средства развития внимания
Для работы с народными приметами в курсе "Окружающий мир" учителю нужно следовать методическим рекомендациям: 1) Использование народных примет должно быть систематическим, на каждом уроке окружающего мира. 2) Для работы на уроке не следует брать большого количества примет, достаточно пяти ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru