С целью проверки результатов обучения были проведены контрольные срезовые эксперименты (в ходе и по итогам обучения), показавшие его эффективность. Это проявилось, прежде всего, в возросших возможностях детей действовать самостоятельно, получая в итоге практически полезный результат. Удалось существенно повысить уровень интеллектуальных умений, преодолев при этом характерный разрыв между умственным и практическим планом деятельности.
Анализ интеллектуальных умений, возникших под влиянием обучения, показал, что значительные сдвиги произошли в умениях детей осуществлять предварительное ориентирование в задании. Это нашло отражение в возросшем объеме устного анализа образца и планирования предстоящих действий (таблицы 1,2) В то же время было отмечено, что качественные показатели вербального отражения этих умений оказались наименее подвержены изменениям.
Таблица 1 Динамика развития умения анализировать образец изделия (показатели полноты анализа и точности сложения композиции)
N группы |
Наличие высказываний о предмете |
Наличие ошибок в композиции | ||||
КД* |
РФО* |
РПО* |
КД |
РФО |
РПО | |
о частях | ||||||
I |
90% |
1 00% |
98% |
- |
- |
- |
II |
80% |
80% |
85% |
1 6% |
- |
11% |
III |
35% |
38% |
62% |
41% |
- |
30% |
о цвете частей | ||||||
I |
1% |
- |
1% |
- |
- |
- |
II |
- |
- |
- |
5% |
7% |
- |
III |
- |
- |
- |
22% |
15% |
- |
о форме частей | ||||||
I |
1% |
7,6% |
1% |
- |
- |
- |
II |
- |
9% |
- |
- |
- |
- |
III |
- |
16% |
- |
1% |
1 ,7% |
- |
о пространственных отношениях объекта | ||||||
I |
- |
15% |
- |
16% |
3% |
7,6% |
II |
- |
20% |
- |
22% |
8% |
14% |
III |
- |
15% |
- |
55% |
23% |
33% |
* КД - контрольные данные
** РФО - результаты формирующего обучения
*** РПО - результаты при переносе на аппликацию «дома»
Таблица 2 Динамика развития умения планировать предстоящие действия (показатели полноты и последовательности планирования и исполнительские действия по плану)
N группы |
Планирование |
Действия по плану | ||||
КД |
РФО |
РПО |
КД |
РФО |
РПО | |
полнота речевого планирования | ||||||
I |
88% |
72% |
95% |
- |
- |
- |
II |
72% |
79% |
85% |
- |
- |
- |
III |
42% |
60% |
69% |
- |
- |
- |
Последовательность соответствие | ||||||
I |
78% |
72% |
91% |
78% |
72% |
91% |
II |
38% |
79% |
60% |
38% |
79% |
60% |
III |
7% |
55% |
9% |
5,5% |
55% |
9,5% |
Перестановки перестраивание | ||||||
I |
10% |
- |
4% |
10% |
- |
4% |
II |
34% |
- |
25% |
34% |
- |
25% |
III |
35% |
4,7% |
60% |
27% |
4,4% |
61% |
Пропуски восполнение | ||||||
I |
12% |
28% |
5% |
12% |
28% |
5% |
II |
28% |
21% |
15% |
21% |
18% |
12% |
III |
58% |
40% |
31% |
49% |
34% |
21% |
Информация по педагогике:
Красноярская Летняя Школа
Самым ярким представителем в этой области является Красноярская Летняя Школа. Школа включала в себя интенсивное изучение программ естественных и математических циклов. Интенсивная жизнь, существовавшая в лагере, включала в себя культурный досуг, командную работу над проектами и исследованием, интен ...
Методики констатирующего эксперимента
Экспериментальное исследование проводилось в апреле 2012 года на базе ДДУ №561 в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В исследовании приняло участие 20 человек. Средний возраст испытуемых составил 6,5 лет. У всех детей экспериментальной группы в заключении стоит ОНР (III ур.), у 12 челове ...
Условия успешной интеграции
В нашей стране традиционно сложилась система организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в специальных образовательных учреждениях на принципах дифференцированного подхода, с опорой на специфику, непосредственно связанную с ведущим дефектом. Но такая практика, как показывают и ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.