Особенности организации и методика обучения ручному труду

Страница 1

В экспериментальном обучении приняли участие 60 воспитанников. Результаты первичного обследования по методике констатирующего эксперимента (глава вторая) позволили считать данную группу репрезентативной.

При отборе содержания и методов обучения ручному труду мы учитывали не только данные констатирующего эксперимента, но и состав его будущих участников. Особое внимание в связи с этим придавалось построению плана сотрудничества, в котором занятие приобретало форму совместного проживания взрослого с детьми, задачи обучения и воспитания решались в процессе совместной деятельности педагога с его воспитанниками Обогащение эмоциональных, личностных контактов, удовлетворение потребности детей во внимании становилось необходимым условием обучения

В соответствии с разработанной нами методикой обучающий эксперимент проходил в два этапа: подготовительный и основной.

Задачи подготовительного этапа определялись необходимостью создания положительного отношения, эмоционального настроя детей к предстоящим занятиям по ручному труду. Кроме того, было необходимо сформировать у детей представления о труде, в котором выделяются важные компоненты, цель, оборудование, процесс, результат. Особое значение придавалось роли человека, создающего конкретные продукты груда. Основной формой работы с детьми на данном этапе явились экскурсии-наблюдения, проходившие там, где ручной труд представлен в наиболее ярком и привлекательном виде, а именно в Школе народных ремесел. Завершением подготовительного этапа стала выставка-демонстрация готовых изделий из материала, с которым детям предстояло действовать впоследствии.

Направленность основного этапа обучения состояла в формировании умственных действий детей в ходе выполнения конкретных поделок. В качестве основного материала была избрана кожа и ее заменители. Для работы предлагалось соответствующее оборудование, шило и станок-подставка с отверстиями, изготовленные нами специально для детского труда и учитывающие необходимость их безопасного применения.

На занятиях дети учились изготовлению шести поделок, каждая из которых была модифицирована: для мальчиков (А) и для девочек (Б), критерием различия являлась форма изделий - сглаженная, мягкая для девочек, строгая - для мальчиков (галстук, колье; ремень, пояс; карманчик к ремню, поясу; футляр для очков; часы на ремешке, часы с браслетом; бантик-бабочка). Работа по каждой теме включала пять занятий, отличающихся между собой мотивационным планом: «для себя», «выбери, для кого хочешь», «для малышей», «друг для друга».

Первое занятие в каждой серии по своему характеру было ориентировочно-обучающим. На последующих занятиях дети работали самостоятельно по образцу. На каждом занятии соблюдалась следующая структура обучения - предварительное ориентирование, практическая часть, анализ и оценка продукта при сопоставлении с образцом, отчет о проделанной работе.

В соответствии с основной целью обучения происходило направленное формирование у детей интеллектуальных умений: ориентировки в задании, планирования, самоконтроля. При их формировании нами был выработан определенный алгоритм предполагающий постепенное усиление самостоятельности ребенка в их осуществлении.

В ходе предварительного ориентирования обращалось внимание полноте и последовательности при анализе образца и планировании процесса его изготовления. Для формирования самоконтроля детей обучали способам практического выполнения задания, умениям проверять последовательность выполнения действий, правильность способа их реализации (накладывание, прикладывание совмещение), осуществлять заключительное сравнение - оценку продукта деятельности.

Структурой каждого занятия серии предусматривалась возможность поэтапного присвоения внешних действий и их отражение в плане представлений наблюдение за процессом деятельности взрослого и посильное в нем участие; самостоятельная практическая деятельность ребенка, направленная на изготовление поделки и фиксирование ее в сопровождающей громкой речи, запечатление процесса деятельности средствами наглядного моделирования для их использования в качестве наглядной опоры в процессе изготовления ребенком поделки, постепенное свертывание наглядных опор деятельности, переход к оперированию образами, опирающийся на использование речевого планирования; посильный перевод каждого ребенка на уровень выполнения задания по образцу.

Графические изображения образцов, запечатление процесса изготовления поделки, создание при этом альбомов-инструкторов, общих схем последовательности средствами наглядного моделирования, применение натуральных полуфабрикатов обеспечивали перенос практического опыта ребенка с учетом усложняющихся форм отражения, от наглядно-действенных к наглядно-образным. В основу руководства детской деятельностью было положено использование таких видов помощи, которые активизировали личный опыт практической деятельности и побуждали ребенка к самостоятельному осуществлению интеллектуальных умений.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми
В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальн ...

Понятие и сущность процесса обучения
Что же такое обучение? И.Ф.Харламов так писал об этом: «целенаправленный, педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических вз ...

Метод проектов как направление в совершенствовании физического воспитания школьников
Успешность всего разнообразия задач физического воспитания школьников требует объединения усилий педагогического коллектива школы, работников внешкольных учреждений и родителей. Лишь в этом случае школьники попадают под воздействие системы всех форм организации физического воспитания, обеспечивающи ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru