Основы генетической инженерии

Страница 1

История развития генетической инженерии

Генетическая инженерия – раздел молекулярной генетики, исследующий возможности и способы создания лабораторным путем (in vitro) генетических структур и наследственно измененных организмов, т.е. создания искусственных генетических программ, с помощью которых направленно конструируются молекулярные генетические системы вне организма с последующим их введением в живой организм (А.А. Баев). Обычно употребляются два названия данного научного направления – генетическая инженерия и генная инженерия, являющиеся как бы синонимами. Однако их смысловое содержание неодинаково: генетическую инженерию связывают с генетикой, а генная имеет отношение только к генам. Кроме того, генетическая инженерия точнее раскрывает содержание дисциплины – создание генетических программ, основная задача которых – создание in vitro молекул ДНК посредством соединения фрагментов ДНК, которые в естественных условиях чаще не сочетаются благодаря межвидовым барьерам (рекомбинантные ДНК). Молекула рекомбинантной ДНК представляет собой соединенные в бесклеточной системе два компонента: вектор (смотри ниже), обеспечивающий механизм репликации и экспрессии, и фрагмент клонируемой («чужеродной») ДНК, содержащий интересующие исследователя генетические элементы. Согласно определению национальных институтов здоровья США, «рекомбинантными ДНК называют молекулы ДНК, полученные вне живой клетки путем соединения природных или синтетических фрагментов ДНК с молекулами, способными реплицироваться в клетке». Первая рекомбинантная ДНК получена в 1972 г. (П. Бергом с сотр.) и была составлена из фрагмента ДНК обезьяньего вируса ОВ40 и бактериофага λ dvgal с галактозным опероном E. coli. Формально 1972 г. следует считать датой рождения генетической инженерии.

Генетическая инженерия имеет яркую историю благодаря тому общественному резонансу, который она вызвала с самых первых своих шагов. Начало этим событиям положило послание участников Гордоновской конференции (1973) президиуму АН США, в котором говорилось о возможной опасности технологий рекомбинантных ДНК для здоровья человека. Возможные блага генетической инженерии признавались с самого начала, но разногласия по данной проблеме не затихли и сейчас. В таблице 1 перечислены основные этапы становления и развития генетической инженерии.

Таблица 1. Основные этапы развития генетической инженерии

Год

Автор

Содержание открытия

1869

Ф. Мишер

Выделена ДНК из ядер клеток гноя

1880

А. Коссель[5]

Выделение азотистых оснований

1928

Гриффитс[3]

Явление бактериальной трансформации

1929

П. Левин, Е. Лондон

Выделение 2-D-дезоксирибозы

1930

Эвери, Мак-Карти и Мак-Леод

Выделение вещества гена

1938

Беренс

Локализация н.к.

1940

Браун и Тодд

Принципы химического строения полинуклеотидной цепи.

1950

Э. Чаргафф

Закономерности нуклеотидных отношений

1953

Д. Уотсон, Ф. Крик

Сконструирована модель двойной спирали ДНК на основании результатов рентгеноструктурного анализа ДНК

1956

Волкин, Астрахан и Херши

Открытие и-РНК

1957

А. Корнберг

Синтез ДНК in vitro

1961

А. Мармур и П. Доти

Открыто явление ренатурации ДНК и установлены точность и специфичность реакции гибридизации нуклеиновых кислот

1962

В. Арбер

Впервые получены сведения о ферментах рестрикции ДНК

1968

М. Мезельсон и Е. Юань

Выделена первая рестриктаза

1966

М. Ниренберг, С. Очоа,

Г. Корана

Расшифрован генетический код

1967

М. Геллерт

Открыта ДНК-лигаза

1970

Г. Тёмин, С. Мизутани

Открыта ревертаза

1972–1973

Г. Бойер, С. Коэн, П. Берг

Разработана технология клонирования ДНК

1975–1977

Ф. Сэнгер, Р. Баррел,

А. Максам, В. Гилберт

Разработаны методы быстрого определения нуклеотидной последовательности

1979

Г. Корана

Синтезирован ген тирзиновой супрессорной РНК

1981–1982

Р. Пальмитер, Р. Бринстер, А. Спрэдлинг, Г. Рубин

Получена трансгенная мышь. Получены трансгенные экземпляры дрозофилы

1993

Л.К. Эрнст, Г. Брем,

И.В. Прокофьев

Получены трансгенные овцы с геном химозина

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Основные формы коррекционной работы с детьми и подростками
На рубеже XIX-XX веков психология начинает осознавать развивающие, гармонизирующие и целительные возможности игр. Они признаются средством освоения ребенком социальных ролей и раскрытия внутреннего мира ребенка. Аналитическому исследованию игровой деятельности посвящено ряд работ Ж. Пиаже и Э. Эрик ...

Овладение счетом и арифметическими действиями в средней группе
Обучение счету должно помочь детям понять цель данной деятельности (только сосчитав предметы, можно точно ответить на вопрос сколько?) и овладеть ее средствами: называнием числительных по порядку и соотнесением их к каждому элементу группы. Четырехлетним детям трудно одновременно усвоить обе сторон ...

Географическое состояние подготовки к ЕНТ
С 2006 г. при определении содержания экзаменационной работы учитываются не только обязательные минимумы содержа­ния основного общего и среднего (пол­ного) общего образования по географии, но и тре­бования к подготовке выпускников, за­фиксированные в Федеральном компо­ненте государственных стандарто ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru