Осуществляя прогнозирование общее, групповое или индивидуальное, необходимо провести подробный анализ факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение подростков.
Результаты изучения конкретного подростка или группы заносятся в карту прогнозирования.
3. Организация взаимодействия по профилактике девиантного поведения с педагогами школы.
Взаимодействие с педагогами школы имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей в поведении, прогнозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы подростков и организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.
Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы на уровне Центра, можно сформулировать следующим образом.
Специалист по социальной работе:
•изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
•организует профилактику и коррекционную работу в микрорайоне;
•поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;
•взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением.
Психолог:
•изучает личность подростка;
•анализирует адаптацию ребенка в среде;
•выявляет дезадаптированных учащихся;
•изучает взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками;
•подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
•осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.
Формы совместной коррекционной работы:
•информирование подростков и их родителей о тех видах помощи, которые они могут получить в Центре и других учреждениях, оказывающих различные виды социальной помощи;
•проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;
•выявление причин девиантного поведения конкретного подростка или группы;
•разработка программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;
•реализация разрабатываемых программ.
Изучение личности подросткапроводится с использованием карты личности школьника.
"Карта личности подростка" заполняется специалистом по социальной работе, социальным педагогом, психологом. Оценка предложенных качеств личности и условий ближайшего окружения происходит на основе наблюдений за подростком, изучения его взаимоотношений со сверстниками, друзьями, учителями, родителями, а так же в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые даются подростку его друзьями, товарищами по классу, педагогами и другими взрослыми. На основании заполненных карт организуются группы детей и их родителей, с которыми необходимо проводить профилактическую работу, и группы, требующие коррекционной работы, а так же выделяются дети, нуждающиеся в индивидуальной профилактической и коррекционной работе.
Профилактическая работа с девиантными подростками, таким образом, должна учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, их личностный потенциал, особенности ситуации развития.
В заключительной части нашей работы следует подвести итоги и сделать выводы по рассматриваемой теме.
Для современного российского общества характерно развитие и проявление различных девиаций в подростковой среде. Подростковый возраст является одним из самых опасных для возникновения девиантного поведения периодов человеческого развития. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, поэтому актуальной является проблема профилактики подростковых девиаций.
В данной работе нами была поставлена цель – рассмотрение социально-негативных проявлений подростков и изучение процесса социально-профилактической работы по предотвращению девиантного поведения. В ходе работы был раскрыт теоретический аспект вопроса, т.е. проанализировано состояние проблемы в научной литературе. Мы определили понятие «девиантное поведение», раскрыли причины девиантного поведения подростков в современном мире. Нами были выделены следующие подходы к изучению девиантного поведения: биологический психологический и социологический. В целом ни одна теория не способна дать полного объяснения девиантному поведению, каждая высвечивает важный источник отклонения поведения от норм. Причинами девиантного поведения являются противоречия социально-экономического и политического развития, с одной стороны и индивидуальная социально-психологическая дезадаптация с другой. Чтобы преодолеть отклоняющееся поведение подростка, нужно знать возможности его физического и психического развития, взаимообусловленность направленности личности положительными и отрицательными качествами, определить «зону» оптимального воздействия. Причем изучение причин отклонений и поиски путей положительного развития подростка должны осуществляться одновременно.
Информация по педагогике:
Интерактивное взаимодействие учителя
и учащихся
Термин «интерактивное взаимодействие» широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен т ...
Семейные факторы, влияющие на развитие ребенка
Родительское воспитание при определенных условиях может быть неблагоприятным когда ребенок воспитывается одним родителем, приемными родителями, отчимом или мачехой, родственниками, чужими людьми, а также родителями при непостоянном с ними проживании. Воспитание в неполной семье, в частности, станов ...
Высшее образование в Украине
Чтобы процесс интеграции системы образования Украины в Европу стал реальностью, нужно провести серьезные реформы в отрасли образования. Украинское высшее образование отличается от европейского. В Европейском Союзе приняты и действуют другие стандарты. Престиж образования, высокой квалификации в Евр ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.