Психолого-педагогические основы применения современных информационных технологий в экологическом образовании

Образование и педагогика » Совершенствование экологического образования на основе внедрения новых информационных технологий » Психолого-педагогические основы применения современных информационных технологий в экологическом образовании

Страница 1

Развитие информационных технологий обработки, хранения данных (информации) и широкое их использование в сфере образования способствовало появлению термина «технология» в педагогике, где он используется в различных сочетаниях: педагогическая технология, образовательная технология, технология воспитания, технология обучения. Чёткого разграничения между этими понятиями пока не установлено. Ввиду этого понятие «технология» так же, как и любое другое педагогическое понятие, подлежит изучению и исследованию методами, имеющимися в арсенале педагоги ческой науки.

Подходы к трактовке понятия «технология», отражённые в публикациях монографического и учебно-методического характера последних двух лет, отличаются от взглядов пятидесятилетней давности. Во-первых, изменилось содержание самого понятия.

Если В.П. Беспалько в 1989 г. рассматривал педагогическую технологию как совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, то исследователи последних лет уходят от этого общего определения, предлагая в качестве технологии более конкретные и частные элементы. К примеру, под технологиями понимают:

1) «систематический метод планирования, применения и оценивания процесса обучения… для достижения более эффективной формы образования» [15, с. 86];

2) «пооперационно организованную деятельность педагога (учителя), взаимодействующего со школьниками в целях достижения наиболее рациональным путём некоего педагогического стандарта на специфической методической основе»;

3) «совокупность научно-обоснованных приёмов, и способов деятельности по конструированию образовательного процесса, направленных на реализацию учебно-воспитательных целей».

Во-вторых, если уйти от общих взглядов, то возникает множество подходов к определению понятия технологии.

Мы приближаемся к некоторому рубежу, за которым надо будет или совсем отказываться от использования данного термина в сфере образования как наиболее общего и ничего конкретно не описывающего, или сужать и четко разграничивать его, отделив от содержания других педагогических понятий. Поэтому нужно рассмотреть первоначальный смысл понятия «технология».

Понятие «технология» пришло в педагогику из сферы промышленности, где технологией называют процесс переработки исходного материала с целью получения «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами. В энциклопедическом словаре понятие «технология» определяется как, совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции».

Однако технология это не просто «совокупность методов». Методы подобраны не случайно, и все они направлены на одну единую цель – получение конкретной продукции. С этой точки зрения более точное определение, отражающее саму суть процесса, можно найти в учебнике «Основы менеджмента», где под технологией подразумевается «любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы – для получения желаемой продукции или услуг». Это определение недостаточно корректно в отношении педагогики, так как под словосочетание «любое средство» может подойти не только технологический процесс, но и средства производства, например инструмент, станки. Тем не менее, сущность понятия «технология» во втором определении выражена более точно.

Итак, под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Термин «технология» возник с появлением средств производства, мощность которых намного превышала производительность одного ремесленника. Изначально под технологией подразумевался процесс изготовления продукции техническими средствами – станками, группой станков, поточной линией. Технологии во многом зависели от технических характеристик используемого оборудования. Поэтому простого описания последовательности действий, которым пользуется ремесленник (или методист в обучении), стало недостаточно. Потребовалось усложнить и детализировать описание процесса, внеся в него точные характеристики каждого вида технических средств производства.

Таким образом, технология представляет собой алгоритмизированную последовательность операций получения какого-либо продукта, построенного на использовании технических или любых других средств, под управлением человека.

Технологический процесс состоит из трёх блоков: идеологии процесса, определяющей основную цель и ведущий способ её достижения; технических характеристик средств, выполняющих данный процесс; методики использования этих средств или последовательности действий человека, участвующего в производстве (оператора, диспетчера и другие).

Если перенести данный смысл термина «технология» в педагогику, получится рабочее определение понятия. Это определённый способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции выполняет средство под управлением человека. При этом учитель выполняет функции стимулирования и координации их деятельности.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Речевая деятельность детей, ее развитие и задачи
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности общ ...

Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира
Первоначальные представления о себе являются основой приобщения ребенка к социальному миру и стимулом познавательной деятельности в отношении окружающего. В дальнейшем это необходимо для стимулирования развития личности ребенка, его обучения в школе, успешной социализации. С точки зрения психологии ...

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы по математике
Работа состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне. При проверке базовой м ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru