Функции и основные направления деятельности классного руководителя

Образование и педагогика » Функции и основные направления деятельности классного руководителя

Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), но богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50–80-е гг. XX в. Именно в этот период такие, блестящие ученые, как Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, А.И. Дулов, И.С. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.

Сущность, задачи и содержание работы классного руководителя менялись в зависимости от социального заказа. Так, в «Положении о классном руководителе», утвержденном Министерством просвещения РСФСР в 1947 г., записано: «Основной задачей классного руководителя является сплочение учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных перед школой». В педагогическом словаре 1960 г. говорится, что «классный руководитель – это учитель советской школы, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса».

В постсоветский период сущность деятельности классного руководителя меняется: «Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы». В 90-е гг. XX в. проводятся эксперименты, научные исследования по поиску различных вариантов организации работы классного руководителя в современной школе (вальдорфский, освобожденный варианты и др.). Особое значение имеют исследования и публикации Н.Е. Щурковой.

К принципиально важным разработкам Н.Е. Щурковой можно отнести определение содержания воспитания (в соответствии с программой воспитания школьников), новое видение места и роли классного руководителя в воспитательном процессе (классный руководитель как «центральное лицо воспитательного процесса»), рассмотрение технологии его деятельности.

Теоретическая ценность работы заключается в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющиеся представления об исследуемых объектах.

Цель исследования – организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства.

Предмет исследования – отслеживание результатов, перспектив развития педагогического процесса.

Объект исследования – классный руководитель как организатор педагогического процесса и концепции воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ литературы по организации педагогического процесса и его руководства.

2. Планирование, подбор и разработка методик и диагностики классного руководства.

3. Задачи воспитательно – образовательного процесса в классном коллективе.

4. Обработка результатов исследования.

В ходе исследования использовались следующие методы:

– наглядные,

– словесные,

– практические,

– беседа,

– тестирование.

Информация по педагогике:

Использование информационно-коммуникационных технологий в личностно-ориентированном обучении
Значение информационно-коммуникационных технологий для обучения Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, обработки, хранения и распространения информации. Создание и развитие информационного ...

Проблема экологизации химического образования в тематическом планировании VIII–XI классов
В процессе обучения химии в VIII–IX классах важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды от химического загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе; биологической вза ...

Использование задач-головоломок в развитие представлений о форме предметов у детей экспериментальной группы
Представления детей о форме предметов имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Немаловажная роль в развитии у детей представлений о форме предметов принадлежит задачам-головоломкам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска отве ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru